Дмитрий Горелышев (gdmitry) wrote in strg_circle,
Дмитрий Горелышев
gdmitry
strg_circle

Про штамп



Задание для группы по воскресениям.

Дано: Два занятия с ластиками, ножами и краской
Задача: Придумать простой графический модуль и варианты комбинирования


По сути это то, что даётся (правда иначе по технике исполнения) на первых курсах многих художественных вузов и называется комбинаторикой — раппортная композиция из одинаковых повторяющихся элементов. Полезнейшее упражнение на поиск ритма, работу с формой и контрформой, организацию поверхности.

Подобное задание мы с Машей Титовой давали в Строгановке, в рамках предмета «Иллюстрация и техники графики», вот тут можно посмотреть, что получилось.

Первое занятие начали с поиска модульных элементов — лист чёрной или серой бумаги нужно было свернуть несколько раз и вырезать так, чтобы получилось 6-9 одинаковых форм. Складывая эти бумажки по-разному на белом фоне можно было понять, насколько хорош модуль для комбинирования, сколько интересных вариаций из него может получиться. Практика показала, что сильно сложные изрезанные формы оказываются куда менее интересными в комбинировании и дают куда меньше вариантов, чем формы на первый взгляд простые.

Два-три лучших модуля были отобраны для вырезания штампов. Для их изготовления используется множество разных материалов, от картошки до линолеума. Мы резали из ластиков размером 3-4 сантиметра по большей стороне (Кохинур со слоном или Фабер-Кастелл аналогичной твёрдости). Рисунок наносится на одну из сторон маркером или мягким карандашом, прорезается макетным ножом примерно до середины толщины ластика, лишнее отрезается сбоку. Получается что-то такое:



Если поля слишком сильно торчат, лучше их немного подрезать, чтобы они не пачкались в краске и не оставляли неряшливых следов на бумаге.

На первом занятии мы работали только с чёрным цветом — нужно было создать композицию посредством чёрного, белого и, при желании, серого (штамп с не обновлённой краской на второй раз даёт более светлый отпечаток, на третий раз — ещё более светлый). Нужно было найти хорошее количество каждого тона, интересный ритм. На втором занятии добавили цвет — один или два, по желанию. К задачам о ритме, форме и количестве каждого тона тут добавился ещё третий производный цвет, возникающий при наложении первых двух. Места наложений тоже нужно было продумать, они становились в композиции тёмными акцентами.

Для печати мы использовали масляную и штемпельную краски. Масло даёт непредсказуемую, местами красивую текстуру, но печатает не очень ровно, штемпельная краска печатает отлично, но часто имеет довольно противный цвет.

При заполнении листа было два равноценных варианта — равномерный (вплоть до расчерчивания линеек при сложных последовательностях) и свободный. Оба хороши и выразительны — первый создаёт чёткий ритм и хорошо проявляет качества модуля, а второй за счёт неравномерных пауз (как в заглавной работе) позволяет создать ощущение законченного листа, а не части бесконечного орнамента, как получается в первом случае.

Это увлекательное задание доступно абсолютно всем в любое время. Однако, начиная, убедитесь что у вас нет срочных дел — остановиться очень трудно, чем больше печатаешь, тем больше возможных комбинаций приходит в голову. А самое интересное то, что найденное в таком упражнении может быть потом использовано для паттерна в плакате или упаковке, для создания узора на ткани, для декорирования керамики, печатных пряников и бог знает чего ещё.

Вот что получилось:

Аня:













Игорь:















Ксения:









Наташа:





Оля:











Другая Оля:





Пряша:













Таня:

















Другая Таня:













Полина:















Юля:







Я тоже успел сделать кое-что:





Tags: комбинаторика, методика, обучение, учебная группа Дмитрия Горелышева l, штамп
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments