Дмитрий Горелышев (gdmitry) wrote in strg_circle,
Дмитрий Горелышев
gdmitry
strg_circle

Пять лет воскресной группе

На этой неделе исполнилось пять лет самой первой моей группе. Она о рисовании вообще, о композиции, форме, пространстве, началах иллюстрации и печатной графике. Группа по-прежнему самая стабильная из всех, в ней до их пор занимается пять человек из того ещё, самого первого состава. Пять лет это уже серьёзная дата, первый юбилей. Сейчас, смотря назад, я понимаю, что по сути это были пять лет формулировки ценностей и поиска пути (зачастую наощупь). От авантюрных разрозненных заданий в самом начале до кристаллизации заданий в блоки, блоков в темы, тем — в узнаваемое лицо этой группы. Мои группы это не воспринимающая аудитория, а среда. Моя роль в этой среде — отвечать необходимости и помогать двигаться вперёд (что бы ни подразумевала эта помощь), всё остальное исходит от участников — их достижения и неудачи, высказанные и невысказанные желания, взаимые влияния, всё это определяет дальшейшее развитие коллектива. Сейчас очевидно, что группа вступила во взрослый период, пришло время задач нового уровня и выхода на качественно иной результат.

Как обычно я предложил участникам написать честный отзыв о работе группы. Эти самые отзывы я предлагаю вашему вниманию ниже без какой-либо цензуры.

Оля:



«Воскресная группа невероятная!
Я очень рада тому, что у меня есть возможность ходить к Диме на занятия и учиться вместе с замечательными одногруппниками.
Это глубокое и вдумчивое обучение, которое порой выжимает все силы без остатка (да-да!), но зато каждое занятие - безумное удовольствие от понятого и пережитого опыта. И получается так, что почти сразу же после занятия замечаешь, куда можно было бы применить самую, казалось бы с первого взгляда, непрактичную тему.
Мне очень нравится, что мы занимаемся в группе, что можно что-то подсмотреть и подслушать:) Позавидовать!:) Посмотреть на задачу глазами другого человека. Это очень интересно.

Мне, наверное, не хватает еще одного занятия в неделю. Задания бывают сложными, и хочется их закреплять. И каких-то неформальных занятий с кружковцами, может быть, совместных проектов. Больше, больше занятий:)

Спасибо, Дима, что взяли меня в группу.»



Наташа:



«Снова пришло время писать отзыв. В прошедшем году благодаря работе в группе у меня начало появляться уважение к тому, что я делаю, к себе как к автору и к своему труду. Я надеюсь, что в будущем году оно окрепнет и будет расти, и я пойму больше. Это главное приобретение для меня в прошлом году, и это заслуга нашей группы и общей работы. Большое вам спасибо.

Основное достижение в том, что я стала больше рисовать самостоятельно, вне группы, без привязки к заданиям, и я часто бываю довольной. Пошел процесс присвоения опыта, наконец-то. Не получается пока вести эту работу более целенаправленно. Есть еще несколько мыслей о том, что не получается, но, мне кажется, это вопрос времени и нехватки нарощенного мяса.

Если говорить о самих занятиях, то в приобретениях и достижениях этого года не последнюю роль, как мне кажется, сыграли многодельные непростые техники и задания, предполагающие завершенный результат. Пожелания. Буду рада, если в следующем году у нас будут коллективные задания, коллективная работа, может быть, какой-то общий проект. Хочется занятий без натуры, задачек по переработке увиденного без увиденного, по памяти или по ранее собранному где-то материалу. Хочется заданий о размышлении в графике, о формулировании и реализации идеи. Может быть, появятся новые материалы, задачи, которые потребуют комбинированных техник и решений. Было бы здорово, если бы группа работала над заданием в разных техниках, чтобы тема была общая, а решение подбирали бы самостоятельно.

Я бы хотела, чтобы в свое время мы начали идти изнутри группы наружу.

Поздравляю!»


Пряша:



«Димина группа мне напоминает мне шахматный клуб или математический кружок – всё скорее о развитии мышления, чем о получении навыков.
Для меня это особенно ценно потому, что такой рациональный, очень осмысленный подход к делу для художников не характерен и существует не так много мест, где могут ему научить.

Особенно для меня это важно сейчас, по окончанию института, когда требуется в основном делать, а не думать.
Существовать в группе очень комфортно, Дима подобрал участников и место такими, чтобы работать можно было не только приятно, но и максимально продуктивно, всё сосредотачивает внимание на процессе.

Теперь пожелания. Мне хотелось бы больше занятий, подводящих итог – не только по большим темам, но и по маленьким.
С одной стороны очень приятно, что основное ощущение от процесса – это безостановочная учёба, не омрачённая дедлайнами и спешкой - можно полностью погрузиться в то, что делаешь.
А с другой стороны хотелось бы, чтобы были моменты встряски, когда нужно собраться и сделать что-то законченное. Хорошо бы - чтобы это были работы без оттенка учебности, незаконченности. В идеале – чтобы это получались совсем самостоятельные вещи. Такое случается – мы делали серию картоногравюрных зверей и была еще книжка – но мне хотелось бы такого почаще.
Вива ля Дима!»


Юля:



«Пять лет — с ума сойти, как долго мы знакомы) На самом деле это серьезный срок, время пролетело так незаметно и интересно — хочу сказать, что за это время ни разу не было скучно, зато было сложно, вдохновляюще и красиво.

Видно, что уровень занятий растет в сторону содержания и глубины (мне хочется надеяться, что наш уровень тоже вырос, раз Дима доверяет нам такие задания :) ). Очень нравится работать с печатной техникой, изучать ее разнообразие, подходить с разных сторон к ней, пачкать руки и нос :) Хочется продолжить в этом русле и возможно приводить работы к каким-то конкретным результатам, законченным сериям (как было с Воображаемым пейзажем).

Отдельно хочется поблагодарить ребят, с которыми мы рисуем вот уже пять лет. Благодаря вам, ребята, видишь разнообразие техник и приемов, как у всех по-разному работают мозги и руки, как можно иначе, учишься смотреть по-другому, быть смелее, пробовать что-то, да и просто радостно смотреть на рост и уникальность каждого)

Дима, спасибо Вам за все, за Ваши продуманные задания, за путь, по которому Вы нас ведете и поддерживаете и даете заглянуть в рисование и творчество с другой стороны.

И да, я по-прежнему безумно благодарна Вселенной, что попала каким-то чудом в эту группу!) С днем рождения!»


Другая Оля:



«По моим подсчетам, я в группе чуть меньше двух лет. Может быть я уже не прыгаю от счастья, как когда я получила подтверждение о приеме в группу, но радость от причастности меня не покидает.
В группе хорошо и вольготно, это и пространство для изучения нового, и для эксперимента, и для использования устоявшихся навыков. Мне нравятся задания которые помогают увидеть направления на еще не освоенные территории. Вообще радует, что мы углубляемся в тему печати, и хоть слегка трогаем другие разные техники. Может быть я и не использую все полученные знания постоянно, но то что я осваиваю разные способы работы меняет подход к рисованию в целом. При самостоятельном рисовании я уже не набрасываюсь на враждебный белый лист (и не сижу перед ним часами оробев), а все чаще начинаю с вопросов: что я хочу нарисовать? что я должна сделать, какой инструмент использовать чтобы вышло именно то, чего я хочу?
Главной проблемой для себя на данный момент назову отсутствие уверенного навыка довести работу до конца, если на занятии лист не был завершен, практически всегда возникает множество мелких отвлечений или новых дел, что руки не доходят. Или бывает что зафиксировать идею удаляется, а перевести ее потом в достойный вид большая проблема, прям как в стену упираюсь.
Но возвращаясь к нашим баранам. В группе создана потрясающая атмосфера безопасности, коллеги очень уважительно относятся к работе друг друга. Кстати было особенно здорово когда во время одного из просторов(по-моему это было занятие про 10 разных подходов) авторы представляли свои работы, очень интересно было услышать "что хотел сказать автор".
Спасибо вам, Дима, вы потрясающий наставник!
С днем рождения группу, я счастлива быть ее частью)!»


Аня:



«Группе 5 лет, я в ней с самого начала, срок покрывает шестую часть моей жизни и почти всю мою взрослую жизнь, равняется времени моего обучения в университете, забавно.

Последний год труднее обычного собрать в голове, думаю, сказывается привычка и есть ощущение, что вообще немного не успеваем в этом году, от задания к заданию идём по плану, но праздники, каникулы, внезапное начало пленэров, внезапный их конец перерезают курс, до заложенной в серии заданий кульминации как будто не добираемся. По правде говоря незанятия этого года часто спасали меня от пропусков, и все равно их было как-то много. Но радостного за год все равно набралось с избытком, на первом месте пленэры, город, новые места от вас в подарок, замечательное дождливое занятие про ракурс в центре и про цвет в Покровском-Стрешнево, совершенно прекрасны последние штампы, мостик к пониманию с малолетства сводящей с ума магии узоров на линолеуме, плитке, обоях, платьях, коврах. Ещё событием для себя отмечу превращённую на занятии в лист натурную греческую разрисовку. Лист был сделан изрядно под вашим руководством, но остался правдивой вещью о месте и моем его переживании, висел полгода над диваном и радовал, выдерживая соседство с хорошими репродукциями.

На занятиях цели всегда слишком высоки, очень часто остаются мною не достигнутыми и не приносят удовлетворения, кроме тех случаев, когда тема уходит в серьезную домашнюю работу, у меня так было давно с воображаемыми пейзажами (результат не нравится, но удовлетворение есть, ткнулась в какой-то свой предел на тот момент), с разработкой персонажа на вторничных занятиях, с лубком про толкушку для картошки (вообще высота, работа, показавшая мне, что можно говорить рисованием не только о пластике и красоте, но и наслаивать всякие другие чувства, мысли, смыслы, пока такого другого опыта у меня нет). В этом году подобных свершений у меня не случилось, подбирается только греческий рисунок. Начинаю замечать, что основные события деятельности группы этого года у меня происходили не на самих занятиях, а в двух шагах рядом, во время самостоятельного рисования в городе, когда что-то удавалось ухватить, или когда взялась придумывать и осуществлять программу для школьников, или когда готовила детскую выставку.

Очень важен выход в реальном деле, может быть не высококлассный, но свершившийся, с двумя ясными точками, вот задача и вот так я ее сейчас выполнила, все, вещь ушла в жизнь. Мне, как ни смешно, добирать подобный опыт очень помогают мелкие, особенно не претендующие на художественность поделки-игрушки для ребенка и для себя, и я в общем завидую тем, у кого есть осязаемый профессиональный опыт деланья вещей, уверена, что он незаметно, но очень сильно помогает в серьезной творческой работе. Чтобы не говорили про разные пути в художественном образовании, альтернативный путь энтузиазма без поддержки профессии это тяжелый путь. На дистанции последних лет меня не часто, но настигало отчаяние, что я все хожу-хожу, учусь-учусь, и все равно на общем фоне слабенькая, последний год вдруг успокоилось, как-то утвердилась в голове метафора, что  каждому дано звучать своим голосом, лучшего голоса нет, задача прозвучать собой и правдиво. Сильная группа и вами заданная планка очень вытягивают вверх, но иногда аж позвоночник трещит и есть ощущение, что переходишь с этапа на этап, не успев оценить достигнутый результат, порадоваться и почувствовать, что наконец что-то можешь. А эта радость нужна, она силы дает, чтобы двигаться дальше. Но все мои жалобы и усталость в миг смываются чувством острого счастья от бесконечной глубины темы рисования, или даже больше, творчества. Счастье в том, что раз глубина ощутима, значит есть куда жить дальше, и именно на занятиях этого года оно не раз меня настигало.»


Таня:



«Я снова оказалась в Диминой группе после довольно долгого перерыва и сразу же поняла, что наверное никогда не наступит момент, когда мне уже нечему будет у него поучиться. Это удивительное умение так построить учебный процесс, что всякий раз появляются новые интересные задачи, даже если тема занятия повторяется. Каждое задание для меня это вызов и проба возможностей, а если результат меня не радует, это дает мне даже больше, чем если бы удалось сделать что-то хорошее. Сейчас занятия мне нужны в том числе и потому, что я чувствую потребность обрести большую осознанность в том, что я делаю. По-моему у Димы в группе все супер!»

Марина:



«Каково вам в группе.

Я счастлива в ней быть, это часть моей жизни, даже если случается перерыв.
Все участники очень интересны своими неординарными и неученическими решениями.
Тематическая направленность группы (исследовательская) для меня, пожалуй, лучшее, что можно иметь при моем расписании.
Печатные техники обогатили нашу работу неимоверно. А сколько их еще впереди – захватывает дух.

Чего из желаемого вы достигли, а что не получается.

Я даже не ожидала таких результатов и то ли еще будет.
Мой прогресс от старта группы и ежегодный – лихая восходящая спираль ))) если мерить по фактическим результатам:
- проведенным одно и многодневным мастер-классам (это значит, есть опыт, собственный метод и теоретическая канва),
- наличию собственного станка (как у настоящего художника, инструменты пополняют жилье и превращают его в мастерскую)
- наличию корочек МОСХ (а для этого нужно это не менее 50 - 60 печатных работ, что стало возможным только при участии Кружка вообще и группы в особенности)
- в перспективе вот-вот наша собственная постоянная группа в рамках Кружка, совместно с прекрасным партнером – Наташей Гриценко. Это так нереально здорово, просто сверх всех планов и ожиданий.

Не получается –закончить книжку про петуха, рисовать людей так же смело, как собак и другую живность, выделить больше времени и не пропускать занятия.
Не хватает технических навыков, которым всех учили в художественной школе.

Что нравится, а что нет, чего не хватает, а чего слишком много.

Нравится целенаправленность, законченность тем, нетривиальность головоломных заданий.
Общность взглядов. Качественный и ответственный подход.
Я вижу, как прогрессируют другие участники и становятся носителями Школы, что очень хорошо.

Мне было бы интересно участвовать в совместных выставочных проектах разных форматов.
Хочется регулярно видеть работы всей группы в целом, как художников, керамистов, скульпторов, а не просто учеников.
Мы ж крутые на самом деле )))

Чего слишком много?

Того, что сжирает мое свободное время и мешает рисовать, резать и печатать. )))»


И ещё одна Оля:



«В группе я не с самого начала, но как только узнала о её существовании, то незамедлительно попросила Диму вступить в неё и моему счастью не было границ, когда узнала, что меня взяли. И до сегодняшнего момента очень рада заниматься в ней.
Удивительно то, что казалось бы в группе присутствуют люди с уже законченным художественным высшим образованием, которые ко всему прочему занимаются у Димы несколько лет подряд и "парадокс" в том, что нельзя сказать, что вот я уже всему научился, нет. Задачи не заканчиваются, а только усложняются, становятся глубже и осмысленнее, и этот процесс бесконечный, отчасти от того, что Дима сам не прекращает свой процесс обучения и познания. У каждого участника так или иначе, есть уже сформировавшийся стиль, поэтому несмотря на общие темы, все работы получаются разными и индивидуальными, что даёт возможность учиться друг у друга. Очень здорово, что мы всегда двигаемся вперед, изучаем новые печатные и непечатные техники, разные материалы и их смешение. В мастерской есть печатный станок - и это большой плюс.
Из пожеланий: мне бы хотелось больше работать именно с сериями, с контекстом, возможно даже в концептуальном ключе.
Ребята, с юбилейным днем рождения нас всех! Знайте, что вы все чудесные и заниматься с вами большая радость. Дима, вам отдельная благодарность за наше обучение и среду, спасибо.»


Ирина:



«Я с гордостью числю себя с рядах воскресной группы, это с вами навсегда, как alma mater. Посещения мои не часты, но ценные знания доходят до меня в виде анонсов занятий. Даже в таком виде они исключительно полезны, остаются в голове и направляют мысль. За это время из-за почти постоянного моего отсутствия мне не удалось, конечно, должным образом набить руку, но тем не менее расширяется понимание задач графики, способов реализации и инструментов.
И что интересно, знания эти универсальны, применимы не только к графике, а вообще ко всему.»


Полина:



«Прошедший год запомнился как год размеренного и спокойного пересмотра изученного. В нем было много внимательного натурного рисования, по которому я лично скучала, было возвращение к практически пропедевтическим началам. В этом для меня была огромная ценность, потому что это не шаг назад, а шанс подкрепить свои нынешние силы. Не могу говорить о каких-то крупных достижениях, потому что по-моему эта группа вообще не про достижение определенного результата. Для меня это питательная среда, в которой даже просто находиться увлекательно и душеполезно, не говоря о рисовальных ценностях.

Чего хочется - возвращения к станку! Но судя по последним занятиям, оно уже началось. Еще хочется синтеза с ним грядущих пленэров. Печать заставляет быть ответственным на всех этапах ведения листа, не терпит робости и рефлексии, потому она необходима)

Дима, и все участники, спасибо за этот год и с Днем рождения!»


Другая Таня:



«Я занимаюсь в воскресной группе с самого начала (правда, был перерыв в два года). Одно это вызывает у меня восторг, не говоря уже о самих заданиях и результатах.

Мне нравится, что Дима часто даёт непростые задания, при выполнении которых нужно думать, анализировать, ломать свои стереотипы, пробовать, рефлексировать и опять думать. Мы пробуем использовать разные техники, наблюдаем под другими углами, не боимся ни листа, ни материалов, которые используем. Тут можно научиться абсолютно всему как с точки зрения графики, так и с точки зрения общего подхода к обучению - экспериментировать и практиковаться.

Мне кажется, за 5 лет занятия в этой группе очень раскрепостили ребят как художников-графиков, и невероятно круто наблюдать такой прогресс (их и свой в том числе).

Я очень рада быть частью этой группы! Спасибо большое всем ребятам за неё и отдельно Диме!»





В отзывах сказано столько ценного, что мне остаётся только одно — поблагодарить группу за работу и в который уже раз порадоваться тому, во что выросло моё авантюрное начинание.

Отвечу на самое важное:

«Буду рада, если в следующем году у нас будут коллективные задания, коллективная работа, может быть, какой-то общий проект».

Будет вам коллективная работа!


«Хочется занятий без натуры, задачек по переработке увиденного без увиденного, по памяти или по ранее собранному где-то материалу.»

Тоже будет.


«И каких-то неформальных занятий с кружковцами, может быть, совместных проектов.»

Всё в ваших руках, инициируйте.


«Хорошо бы - чтобы это были работы без оттенка учебности, незаконченности. В идеале – чтобы это получались совсем самостоятельные вещи».

«Очень важен выход в реальном деле, может быть не высококлассный, но свершившийся, с двумя ясными точками, вот задача и вот так я ее сейчас выполнила, все, вещь ушла в жизнь»

Эта мысль проходит практически через всё отзывы, я конечно это тоже чувствую. Будет.


«Может быть я и не использую все полученные знания постоянно, но то что я осваиваю разные способы работы меняет подход к рисованию в целом»

«И что интересно, знания эти универсальны, применимы не только к графике, а вообще ко всему»


Тоже неоднократное и важное наблюдение.


«от задания к заданию идём по плану, но праздники, каникулы, внезапное начало пленэров, внезапный их конец перерезают курс, до заложенной в серии заданий кульминации как будто не добираемся»

Да, есть такое в этом году.


«последний год вдруг успокоилось, как-то утвердилась в голове метафора, что  каждому дано звучать своим голосом, лучшего голоса нет, задача прозвучать собой и правдиво»

Это очень ценный результат.


«Счастье в том, что раз глубина ощутима, значит есть куда жить дальше»

И снова очень ценное и глубокое наблюдение.


«если результат меня не радует, это дает мне даже больше, чем если бы удалось сделать что-то хорошее»

Очень важно видеть и понимать это.


«Не получается –закончить книжку про петуха»

Марина, давайте поднажмём!


«Не хватает технических навыков, которым всех учили в художественной школе.»

Тут было бы полезно, чтобы вы сами спрашивали в русле того или иного задания о том, чего вам не хватает. Тогда в тех же рамках можно было бы сделать и техническое упражнение.


«Хочется регулярно видеть работы всей группы в целом, как художников, керамистов, скульпторов, а не просто учеников.»

Да, выставка нужна и, надеюсь, будет.


«непечатные техники»

Гусары, молчать!


«мне бы хотелось больше работать именно с сериями, с контекстом, возможно даже в концептуальном ключе»

Будет!


«Чего хочется - возвращения к станку! Но судя по последним занятиям, оно уже началось. Еще хочется синтеза с ним грядущих пленэров»

Будет, и скоро.



Рассказы о некотороых заданиях в группе за эти пять лет можно посмотреть по тэгу.
Tags: обучение, отзывы, рисунки, учебная группа Дмитрия Горелышева l
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments