Канцелярия Кружка (ksr_office) wrote in strg_circle,
Канцелярия Кружка
ksr_office
strg_circle

О том, как прошел курс о рисовании по воображению "Где найти сюжет"

Курс был адресован к тем, кто хотел на время отложить натурное рисование и приобщиться к иллюстрации, научиться рисовать придуманное. На каждом занятии участники выполняли упражнения и искали идею для работы, сюжет. Финалом должна была стать серия работ, но в итоге результат получился более разнообразный: от серии до комикса или одной завершенной разработки. Каждый участник сделал как минимум одну законченную работу-иллюстрацию, которую можно поместить в портфолио. Ведущая курса, Света Муллари, рассказала о заданиях.



Первое занятие – игра в слова
Цель: найти сюжет в скомбинированном случайным образом словосочетании.

Правила такие: берем случайный набор слов, можно заголовки газетных статей, фразу из книг, выбранные случайным образом, и т.п., кладем в условную шляпу и тянем два (или больше) слова. Получившееся сочетание слов служит нам отправной точкой для придумывания сюжета. Дальше делаем наброски, уточняем композицию. Очень важно при выполнении этого задания уйти как можно дальше от первоначальных ассоциаций, развить тему и не воспринимать текст буквально.

Cлова: корявый, чистюля





Слова: фиолетовый, добропорядочный, полицейский.



Слова: дребезжащий, оползень



Слова: комфортный, троллейбус





Слова: футболист, кальмар.





Второе занятие – формальный поиск
Цель : найти сюжет, основываясь на абстрактной композиции.

В отличие от первого задания, источником вдохновения при поиске сюжета служит не смысл, а форма. Способов поиска абстрактной композиции достаточно много: спонтанное рисование, абстрактная монотипия, пятна Роршаха, поиск пластического взаимодействия в окружающем пространстве (пейзаже, натюрморте, интерьере). В данном случае мы воспользовались фотографией как отправной точкой для создания абстракции. Абстрактный лист, разобранный по тону, гармоничный по композиции – это основа для нашего будущего сюжета на тему «Внезапно». Чтобы избежать поисков информации в первоначальной фотографии (пейзаже, натюрморте), необходимо перевернуть полученную абстракцию, либо воспользоваться чужой.

















Третье занятие – коллаж
Цель: найти сюжет, используя возможности коллажа.

В данном задании коллаж служит только источником непредсказуемого сюжета, а не частью эстетики. Найденный в процессе сопоставления несочетаемых объектов конфликт домысливается и служит источником сюжета. Выполняя это задание, важно не использовать коллаж как технику, которая позволяет сочетать большое количество фототекстур, создавая некую композицию. Нужно совмещать исходные смыслы, получая в результате новый. Этот найденный новый смысл служит источником вдохновения для создания сюжета. Далее мы рисуем этот сюжет. Коллажная часть задания включает в себя ряд упражнений на поиск смыслового конфликта в существе («Несуществующее животное») и события в неком пространстве, возможно при участии несуществующего животного. Хорошая проверка правильности выполнения этого задания – нарисованный по мотивам коллажа сюжет «работает» не хуже коллажного.



















Четвертое занятие – иллюстрация в журнал
Цель: найти графическую метафору к сюжету, обозначенному в тексте.

На занятии группе предлагается проиллюстрировать конкретные тексты, например, реальные статьи из газет или журналов, распределенные случайным образом между участниками. Учимся искать метафору, составляем список ассоциаций, используя ключ для перенесения иллюстрируемого сюжета в другие условия. Примеры ключа - море, кухня, транспорт, сказки и т.д. При поиске задача отойти от первоначальной идеи как можно дальше.

Статья о уличных беспорядках в Мексике, в результате которых несколько сотрудников полиции пострадало от рук учителей.




Статья о буднях больных нарколепсией.


Статья о жаре в Индии, в результате которой расплавился асфальт.


Статья о вреде природе, наносимом сельскохозяйственными животными.





Статья о борьбе англичанки с дресс-кодом, обязывающим женщин носить обувь на высоких каблуках на работе.


Пятое занятие – поиск сюжета в набросках
Цель: найти сюжет в комбинации набросков фигуры человека, научиться искать неочевидный сюжет.

Делаем серию набросков друг друга разными способами (рисунок, аппликация, коллаж). Затем комбинируем получившиеся наброски на одном листе, в процессе додумываем сюжет. Источником сюжет может служить комбинация различных поз модели, их пластическое взаимодействие и возможный контраст эстетики.














Шестое занятие – наблюдаем жизнь
Цель: научиться искать сюжеты в окружающей жизни, понять, что внимательность и любознательность – главное оружие художника.

Перед занятием группе было дано задание: выезд на поле (музей, парк, вокзал). Основная задача – найти сюжет, некое взаимодействие, конфликт, несоответствие, историю в конкретном общественном месте. Фокус может лежать как в смысловом, так и в пластическом поле.
В аудитории на основе сделанных во время пленэра набросков, выполняем готовую композицию, предварительно додумывая композицию и сюжет. Способы сделать сюжет интереснее – помещение найденного сюжета в другие, может быть фантастические, условия, замена персонажей при сохранении общей фабулы, добавление нотки гротеска или наоборот, поиск максимально выразительного пластического решения и композиции.

В конце провели просмотр по итогам всех тренировочных занятий. Каждый выбрал один из сюжетов, найденных за это время. Этот сюжет даст начало серии работ.

Домашнее задание – продумать серию на основе выбранного сюжета, возможно, переосмыслить конфликт, добавить завязку или продолжение, сделать эскизы. Подумать, в какой эстетике хотелось бы выполнить итоговую работу.











Седьмое и восьмое занятия – работа над серией
Цель: научиться продумывать драматургию внутри серии, выбирать наиболее подходящее пластическое решение, выходить на готовый результат.

На основе всех сделанных за курс работ, выбираем самую удачную, либо имеющую простор для развития сюжета. Эта работа служит отправной точкой для финальной серии с развитием одного сюжета.

















Отзывы некоторых участников

Дмитрий:
"1) Очень хорошо, что курс основан на методиках, а не на экстенсивном преподавании, вроде "сел и рисуй"
2) Советы преподавателя тоже очень меткие, чувствуется большой опыт в рисовании и мне кажется, Свете стоит почаще выталкивать людей из привычной и накатанной колеи, поскольку она такие вещи хорошо видит. Развиваться значит всегда пробовать что-то новое, даже если это страшно и непривычно. За это ей большая благодарность.
3) Я бы добавил этому курсу методик по постановке целей. Например, в психологии принято делать цель измеримой и с наблюдаемыми критериями, задаваться вопросом, что изменится через месяц/год благодаря этим упражнениям, и главное находить цель, по-настоящему желанную лично для этого человека.
4) На курс я ставил 2 цели: 1) Способы найти эффектную композицию 2) Расширить палитру материалов и техник рисунка. Насчет композиции напрямую методик не было, но сам опыт создания удачной абстрактной композиции и последующей иллюстрации по ней был для меня очень важен. Насчет палитры материалов добавились графит, гуашь+губка, возможно еще попробую перо с тушью в дальнейшем.
5) В целом я очень рад был оказаться в такой теплой и профессиональной компании, поскольку это мотивирует трудиться еще больше. Желаю всем нам успехов и удачи!"


Ксения:
"За курс я хотела научиться работать быстро, доводить работы до конца и пополнить портфолио. По крайней мере двумя итоговыми работами я довольна – а для меня это хороший результат – и еще целый ряд набросков, оставшихся после курса, можно доводить до ума. Не столько это значит, что я непременно это сделаю, сколько это показатель продуктивности рабочего процесса: были идеи, которые не стыдно попытаться превратить в законченные иллюстрации. Здорово, что мы много времени посвящали практике, а не теории и бесконечной «подготовке» к иллюстрированию. У всех была возможность довести до финальной работы любое из упражнений. Здорово, что между занятиями были перерывы в несколько дней: можно было с комфортом доделать работу дома или собрать нужный материал для следующих заданий. Сложнее всего оказался коллаж – пожалуй, это задание было единственным, где теории и пояснений не хватило, тут я до сих пор плохо понимаю сам принцип работы".

Юлия:
"Мне правда очень понравились курсы. Они дали мне хороший толчок, чтобы продожать тренировать композицию и прокачивать нелобовой подход в иллюстрации. Если нужны комментарии, чтобы курс становился лучше, то вот единственное, что приходит на ум: было бы неплохо, если бы перед каждым уроком была небольшая лекция ( может в виде презентации или словами рассказать ) о том на что лучше всего обращать внимание. Когда такие вступления именно устные а не в виде поста в фейсбуке, присутствовали, - то это как такая небольшая медитация перед работой, и когда такое было, мне было намного легче начать работу с нуля. В этот момент освежаешь все основные пункты. В остальном мне очень понравилось и содержание курса и его настроение. Спасибо!"

Максим:
"Когда я шёл на курс, описывал себя, проблему и цели следующим образом.
1. Человек длительное время рисовавший по воображению, потом начавший учиться рисовать с натуры и в процессе отставший в способности выдумывать и рисовать «для себя».
2. Отставание креативных способностей от исполнительских навыков.
3. Получить основу для понимания, как осуществить переход от рисования с натуры к рисованию по воображению. Как в личных целях, так и в профессиональных.

На первом занятии по рисованию сюжета из комбинации случайных слов очень сложныим оказалось уйти от буквальной интерпретации получившегося из слов сюжета. Это получилось только в конце занятия. Также стало понятно, что серьёзной проблемой является законченность работы.

Занятие с коллажом оказалось принципиально новым и непознанным полем для поиска и, в моём случае, больше сработало как встряска, чем как способ поиска сюжета.
На последующих занятиях после коллажа, найти законченное техническое решение оказалось более существенной проблемой, чем найти подходящую идею.

Очень интересным и плодотворным оказалось наблюдать, как другие участники решают сходные задачи. В случае с коллажами, как пример того чего можно этим добиваться. Просто просмотр работ, или лекций не даёт такого эффекта, как погружение в процесс. Работу с музыкантом доделал в CG после того как посмотрел на подобное решение у Стаса и Юли.

По собственным ощущениям итог от короткого интенсива оказался на удивление большим. Сдвинулось понимание законченности работы. Прочувствовал, что это не меньшая проблема, чем поиск изначальной идеи.

Света в подходе удачно сочетает споcобность заводить людей с деликатностью. В итоге я закончил все задания кроме задания с коллажом, при этом со своими идеями, не подсказанными и реализовал одну старую идею к которой не понимал как подойти".


Анна:
"Ещё раз большое спасибо за курс! Я унесла с собой много практичных установок для поисков. Стала более критична к себе, буду стараться не зацикливаться, поняла, что поиски в своей голове - это, оказывается, сознательный процесс ))) и что на этом пути нужно подсобрать навыков. Поставила себе задачку не терять и по возможности даже наращивать обороты. Показанные приемы дают, от чего оттолкнуться, чтобы "прыжки" были выше".
Tags: - Света Муллари, иллюстрация, курс, отзывы, результаты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments