Канцелярия Кружка (ksr_office) wrote in strg_circle,
Канцелярия Кружка
ksr_office
strg_circle

Обзор Недели Техники Александера



С 24 по 28 августа в Чистопрудной и Дмитровской мастерских состоялась Неделя Техники Александера с Яцеком Калетой.

В этом посте:

  • Обзор и ссылка на конспект

  • Фотографии

  • Отзывы участников


Обзор

Занятия были организованы в виде двух курсов (базового и для художников), одного дыхательного/певческого занятия и личных встреч. Среди участников были такие, кто пришел всего на одно занятие и такие, кто был на всех. На каждом занятии был новый материал, поэтому никому не пришлось скучать.

На базовых занятиях мы посмотрели на общие принципы отношения к телу (и шире — к себе) по методу ТА и на то, каким образом мы вмешиваемся в естественную работу тела. Мы познакомились с непрямым действием и обновили “карту тела” — то, как мы представляем себе его механическое устройство. Распространяли внимание за пределы тела — на то, что находится вокруг нас.

На рисовальных занятиях мы готовили рабочие места и рисовали на разных форматах сидя и стоя, с мольбертами, со столами и без них, проверяя и перепроверяя удобство. Уделили внимание тому, как мы смотрим на рисунок и постановку, как подносим карандаш к листу.

Конструктивный отдых был частью каждого занятия. Лежание на спине с внутренними инструкциями, перезаряжающее нас для дальнейшего действия. Это и еще одно упражнение были домашними заданиями курса.

Личные встречи с Яцеком были посвящены отдельным вопросам тех, кто на них пришел.
Некоторые заметки и подробности — в конспекте Н. Никитина.

Фотографии

Кворум:


Некоторые инструкции:


Учимся ходить:


Обновляем представление об устройстве тела:


Конструктивный отдых с инструкциями:


Рассматриваем самые распространенные позы в рисовании:


Яцек помогает нашему вниманию:


Спасибо.


Отзывы участников

Анна:
«Большое спасибо за организацию курса!

Впервые я узнала о технике Александера, побывав на мастер-классе, организованном в консерватории. Поскольку я, будучи концертирующим музыкантом и педагогом, давно интересуюсь различными телесными практиками, получив рассылку от Никиты, решила пойти на курс.

Очень понравилась атмосфера во время занятий - и просто сама атмосфера студии. Пожалуй, самый важный итог курса для меня - необходимость концентрироваться на положительном, а не на негативе. Это, на мой взгляд, базовый принцип, который можно применять вообще в педагогике.

Честно говоря, было маловато рекомендаций для музыкантов, но, наверное, этими вопросами надо было заниматься на индивидуальных занятиях, а не в рамках базового курса.

Каюсь, что предложенные на курсе упражнения я делала не регулярно. Постараюсь исправиться.

Ещё раз большое спасибо за организацию!»

Саша Л.:
«Мне очень нужен был этот курс для того чтобы понять одну простую вещь, которую я выяснила в самый последний момент, задав вопрос перед окончанием последнего дня ТА для худож. Научиться "правильному" положению тела в пространстве нельзя, потому что правильного не существует. Существует внимание к своему телу, которое напрямую связано с вниманием к своему уму, к текущей минуте жизни. Это внимание никак и ничем не компенсируешь: никакими тренировками и заданиями. Это внимание собственно единственное, что надо тренировать. Оно предполагает сосредоточенность на процессе, включенность в него всего себя (т.е. не только головы, но и всего тела, которое, как выяснилось тоже участвует в процессе, пока ты даже думаешь, например, о рисунке/композиции и прочем) и принятие себя без ограничений.

Наверное, это самое главное. И то, что смогла почувствовать меньше боли/тяжести в плече, во время выполнения заданий Яцека, тк эта тяжесть ушла в ноги. Это в целом было новым ощущением, что при работе рукой, могут напрягаться другие части тела, а можно это напряжение контролировать, и даже рассеять его совсем со временем.»

Спасибо еще раз за предоставленную возможность нового опыта, который оказался полезен и дальше будет реализуем.

«Самая важная вещь, которую я вынесу для себя после курсов ТА, - это лежание :))
И я серьезно: конструктивный отдых дает мне возможность чувствовать себя менее напряженной в конце дня. Я стараюсь делать это упражнение после работы, особенно когда вечером мне нужно сделать много дел. Это действительно помогает мне, я чувствую себя намного лучше даже после тяжелого рабочего дня, и, что самое радостное, я могу делать что-то ещё, а не падаю бездыханно на кровать.  Также мне понравилась идея исследования собственного тела - кажется, это начало большого эксперимента с самим собой.

Кристина Ч.:
«На занятиях по ТА мне понравилась возможность прислушаться к своему телу и найти способы его уважительного использования. Также мне нравится работать в группе, т.к. часто случается, что кто-то выражает чувства, схожие с твоими, но даже более точными формулировками. Или кто-то может заметить вещь, на которую ты не обратил внимания, но она, безусловно, полезна. Я бы посоветовала этот курс тому, кого волнует и кому интересна связь между разумом и  телом.

Из минусов - мне бы хотелось, чтобы занятия были активнее. Было много пауз и безмолвных минут. Может, в этом есть какой-то смысл, но иногда я не понимала, почему мы молчим. Хотелось больше динамики, больше обсуждения. Может, наставнику следует спрашивать каждого участника о его ощущениях от того или иного упражнения, т.к. многие стесняются и молчат (особенно, когда в группе много незнакомых людей).

Выражаю искреннюю благодарность организаторам, которые сделали все, чтобы мы открыли новые грани своего тела и разума, что бесценно для развивающегося человека.

Спасибо!»

Аня Власова:
«Я была на курсе для художников,  на двух занятиях из трёх. Теперь думаю, мне бы очень был полезен базовый курс или курс подлиннее. По завершении курса  главное последствие  - я стала замечать своё тело. В детстве бабушкины замечания 'сядь прямо, не горбись'  ни к чему не приводили, я не понимала, что я должна делать, когда я училась водить машину, мучительным было начало занятия, инструктор просил настроить кресло под себя и я снова не понимала, что я должна делать. А сейчас вдруг выяснилось, что я чувствую, когда горблюсь и когда мне неудобно, мучаюсь от этого и с удовольствие выпрямляюсь, пересаживаюсь, с толком регулирую кресло.
Поражена и благодарна.»

Евгений:
«Техника Александера широко известна на западе. В России-меньше. Этому способствует ореол недоверия к новым техникам вообще и, появляющимся на западе, в частности;  как коммерциализированным клонам более традиционных "систем расслабления" отчасти это справедливо, но, в то же время, обидно, что Россия, оставаясь частью западного мира, хотя и изрядно одичавшая за время коммунистического периода, предпочитает медитировать под руководством непонятно откуда взявшихся недоучек, одетых в традиционные китайские и индусские одежды, чем использовать техники, созданные европейцами и для европейцев. Разумеется, внятные, проверенные временем и имеющие почтенные рекомендации. Как техника Александера, к примеру.  Кружок скорого рисунка взял на себя благородную задачу просвещения московской прогрессивной общественности. использовав самый логичный и рациональный способ: выписав с запада лицензированного инструктора. Гастроли прошли удачно. Считаю опыт, полученный на "голосовом" занятии, весьма полезным для себя. Буду рад более углубленно познакомиться с предметом.»

Полина, ведущая скульптурной практики на Кружке:
«
Занятия были очень полезны мне. Я шла, не имея ожидания чего бы то ни было. Одной из моих целей было исследование того, как Техника Александера повлияет на мое рисование. На занятиях я узнала кое что о своих привычках и представлении о рабочем процессе: я снова заметила, что "выпадаю" во время рисования и занятий скульптурой, не помню себя, не замечаю тела и времени. Я привыкла считать что именно это помогает мне работать - я сосредоточенна на том, что делаю, а все остальное не имеет значения. В ходе упражнения со случайной остановкой (инициированной не внутренним желанием сделать паузу, а просьбой Яцека), я обнаружила, что "выпадание" совсем не помогает, а наоборот затрудняет работу - я суечусь, нервничаю, давлю на карандаш, не вижу ни работу, ни натуру, многократно переделываю уже сделанное. Несколько механических пауз с положительным опытом, и вот я уже сама могу остановится в произвольный момент, вынырнуть из своих мыслей, оглядеть себя и свою работу. Я проделывала это и самостоятельно, чем дальше тем более "включенной" я себя чувствую - это очень полезно. Занятия проходили легко, Яцек прекрасно объяснял что и зачем мы делаем, поэтому вместо смущения и сомнений в правильности/неправильности, странности/нормальности упражнений, я получила ощутимый опыт, который распространяется на мою повседневную жизнь. Например, когда я пишу этот отзыв, я замечаю, как напряжены мои ноги, плечи и шея, мне тяжело держать голову. Когда я замечаю это, я уже могу что-то с этим сделать, например пойти и конструктивно отдохнуть лежа на полу, или отпустить напряжение там, где оно не нужно. Даже беглый обзор своего тела на предмет напряжений принес мне легкость и свежие силы для завершения письма. Для меня стало открытием то, что ощущением своего тела и пространства вокруг, можно привнести новое качество в мои действия.
Отдельного внимания заслуживает работа с группой. Я благодарна всем участникам за искренние и открытые комментарии и вопросы на занятиях, это сильно обогащало опыт, часто я слышала точные формулировки того, что не могла сформулировать сама.
Яцек, Никита, Марина, Наташа и все причастные, спасибо за курс.»
Tags: - Яцек Калета, обзор, отзывы, техника Александера
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments