Дмитрий Горелышев (gdmitry) wrote in strg_circle,
Дмитрий Горелышев
gdmitry
strg_circle

Пять лет учебной группе по вторникам

На днях исполняется целых пять лет с начала занятий с моей первой натурной учебной группой. На данный момент в составе остался лишь один из пятнадцати новобранцев первого созыва, всего же через группу прошло уже несколько десятков человек. Напомню, что попасть в эту группу непросто, но всё же возможно — для этого нужно написать письмо-заявку. Если вы видите, что эта группа то, что вам нужно — пишите бесстрашно. Возможно вы — именно тот, кто мне сейчас нужен.

Очередной прошедший год — это хороший повод для того чтобы осмотреться и понять где мы сейчас, и что мы сейчас. Поэтому я традиционно попросил участников группы написать отзывы о занятиях — честные и без прикрас. Эти самые отзывы я предлагаю вашему вниманию без какой-либо цензуры.

Аня Власова:



«Группа по вторникам из года в год помогает верному продвижению вперёд в рисовании, является неким оплотом спокойного рисования в круговерти другой жизни. То, что мы работаем большими блоками и основательно входим в темы мне очень нравится, ценю роскошь не торопиться и углубиться. И ещё есть ощущение, что весомо приобретаешь и что приобретённое не пропьёшь. Я рада, что произошёл переход от учебного рисования и набросков к законченным графическим листам, для меня очень своевременно. Такие задачи ставились и раньше, всегда ставились, но иногда бывали непосильны и выбивали из колеи (вспоминаю, например, ранешние подходы к монотипии и рисованию фигуры в интерьере), сейчас из колеи не выбивают. Ещё про время, мы часто работаем по 45 минут с задачей получить законченный лист, 45 минут на лист это мало, но я стала понимать, что возможно, чувствую как такой ритм учит быстро и добротно работать, предвижу, что неоценимый по важности навык. Рада тому, как развиваются просмотры и вообще возможности вдумчиво смотреть на работы товарищей, бывало такое, что кажется, что работа не идёт на занятии, не получается, а после просмотра ощущение, что уже ради того, чтобы посмотреть, стоило идти.
Спасибо».



Юля Жукова:



«О группе Дмитрия Горелышева узнала, когда расспрашивала Вику Когай: «как ей удалость так быстро стать крутой!» Мгновенно я захотела попасть на этот курс. Но мгновенно не вышло. Приглашение на занятие, пришло лишь на пятый месяц после моего первого письма Диме. Видимо, не я одна так хотела поскорее «стать крутой»...
Что я могу сказать об этом курсе? Я никогда не видела, чтобы на занятиях царила такая атмосфера: концентрация и целенаправленность. И всегда индивидуальный подход, несмотря на количество людей на занятии. Когда я прихожу на урок, я превращаюсь в другого человека, сосредоточенного на процессе, не смотря на позднее время и долгий рабочий день. Самое интересное, что вектор, заданный на занятиях, продолжает работать и вне класса. Я учусь сама ставить цели, анализировать, смотреть на мир сквозь призму развития. Мне уже не интересно просто рисовать на своем уровне, набивая руку привычными приемами. Мне интересно экспериментировать с изобразительными возможностями разных материалов, линией, пятном, текстурой. Процесс пошел и его не остановить. Спасибо, Дима!»


Галина Буржанова:



«В группе работаю год. Стремилась попасть в нее, потому что были интересны работы кружковцев разнообразием подходов и материалов. Надеялась на то, что работа в группе не только разовьет мою графическую культуру, но и даст импульс для развития и в живописных плане, т.к. считаю что, многие вопросы разбираемые на Кружке актуальны не только в графики, но и для живописи.

Добилась ли я многого за этот период? С одной стороны, многое попробовала, что-то получалось, что-то нет. С другой, из-за нехватки сформированных навыков композиционной работы с листом, малого диапазона устоявшихся знаний и умений по анатомии, небольшой практики быстрого рисования обнаженной натуры, я чувствую слабость своих работ. Дмитрий учит анализировать то, что ты делаешь, четко выстраивать план действий. Иногда это получается... Кстати, в живописи эти занятия точно помогли...
Рада изменившемуся формату заключительных просмотров. Мы не просто внимаем Мастеру. А учимся формулировать свое отношение к работам, к процессу.
Чего не хватает? Последнее время мы погрузились в диатипию, это очень интересная техника, я чувствую, что она может сделать более качественным мое "свободное" рисование в других техниках. Мне кажется, может иногда стоит отвлекаться от печатных техник и обращаться к другим. Чтобы "проверять" приобретенные новые знания на других техниках.
И еще мечта не совсем, наверное, осуществимая. Я понимаю, что мне часто не хватает умения абстрагироваться от натуры для того, чтобы работы была более выразительными и цельными. Решить эту проблему может помочь блок заданий на различные композиционные подходы. Конечно мы все время работаем с композицией листа. И нет ничего хуже готовых клише. Но мне необходим концентрированный разговор о композиции, иногда "насильственные" рамки задания лучше развивают, чем "свободный полет" в выборе композиционного решения.
В итоге, спасибо за группу и Кружок, нравиться, что Кружок и Дмитрий публикуют отчеты о своей работе; это помогает изменяться художественным практикам не только Москвы, задает хороший тон в художественном образовании России.»


Юля Лисютенко:



«Сейчас мне хорошо в группе. У меня был довольно сложным этот год, и я ходила нерегулярно, но мне очень важно быть тут. И я благодарю за эту возможность тебя Дима, всю команду Кружка и своих одноклассников. Последний раз я вернулась в группу весной, как раз после выставки печатной графики у средовой группы. Меня до слёз она поразила, и то, что сейчас мы работаем в этой же технике весьма будоражит. Я всё ещё чувствую себя цыплёнком, и всё ещё мучаюсь от того, что мало премало уделяю времени рисованию, и так же переживаю на просмотрах, сравнивая свои работы. И тем не менее дома, во время сканирования они мне начинают нравится, и главное - благодаря технике диатипии, которой мы сейчас занимаемся, я внезапно обнаружила, что ухожу от реалистичности, порою далекооо ухожу. А это то самое , чему я хочу научиться, что мне всегда нравилось в работах участников Кружка, и не хватало в своих по моему мнению. Мне нравится новый формат обсуждений, хоть я и молчу, боясь сказать глупость.
А не хватает... лично мои соображения больше по поводу атмосферы - наверное большинство художников такие глубокие интроверты, и неудивительно, что в группу ходят одни и те же люди, и при этом практически не общаются. (или это мои иллюзии) Прям хоть тимбилдинг проводи. Я не знаю, повлияет ли это непосредственно на рисование, но на атмосферу... Моя душа стремится узнать поближе людей, с которыми проходишь такую "жёсткую в хорошем смысле" школу, но я не знаю как :) Давайте традицию какую-нибудь заведём - например раз в полгода в смешные игры играть - не только серьёзный интеллектуальный подход, но и детская непосредственность помогает в искусстве!!!
Спасибо большое за труд!»


Маша Зайцева:



«Я занимаюсь в группе полтора года, за это время мое рисование стало более продуманным и последовательным. Мне стало легче выделять главное в натуре, рисовать избирательно. Гораздо больше внимания обращаю на композицию, общий строй листа.

За последнее время мы прошли много разных техник: от аппликации до диатипии. Мой запас визуальных техник и средств стал заметно богаче.

Самое ценное в занятиях — это диалог не только с преподавателем, но и с коллегами. Обмен опытом и пример со стороны очень важны для роста.

Длительность сеансов чередуется. Наличие длительных сеансов на мой взгляд большой плюс: это возможность детально и обстоятельно изучить натуру и продумать будущий лист.

Я очень рада быть участником группы, надеюсь и впредь соответствовать заданной планке.»


Аня Лыкова:



«Я всё ещё здесь! Ура ). В группе мне по-прежнему интересно и сложно.
Главный инсайт последнего времени в группе – не зацикливаться на результате, сосредотачиваясь на тех моментах которые получились и запоминать, как это удалось, и из них составлять уникальный узор своего опыта. Если узнала, каким способом желаемого добиться нельзя - это тоже знания. На словах это легко, но на деле довольно непросто для меня. Отчасти потому, что всегда есть просмотр в конце занятия, который предполагает наличие результатов.
Многие темы также трудны, пока удалось к ним только подступиться, они дают информацию, которую я пока до конца не осознаю, потому что понимаю, что я ещё не на том уровне. Но хочется верить, всё пишется на подкорку. Для меня это фигура в среде, рисование натуры в непрерывном движении и очень быстрое рисование (1 мин).
По-прежнему остается загадкой, как закончить начатый на занятии лист дома, (может и не надо?) не испортив его. Также не хватает того, что отделяет деятельность от настроений и чувств, так как ожидание верного настроя для того чтобы делать, мешает и тормозит развитие.
Когда-то давно я написала заявку «в творческую группу», и меня вежливо поправили, что я попаду не в творческую, а в учебную). Так оно и было, но в конце этого года есть ощущение, что группа уже выходит за рамки «учебности», что очень радостно для меня. В последнем блоке о диатипии многие мои работы приобрели большую законченность, стал более ясен путь перехода от наброска к законченному графическому листу. И у всех в группе появились работы другого уровня.
Впереди новый год в группе, а значит я буду пытаться решать проблемы, ввязываясь в проблемы ещё большего размера, рисовать так, как никогда не рисовала до этого, печатать графику в промышленных масштабах )), да много чего ещё, о чем пока не знаю. Но жду с нетерпением)»


Катя Усова:



«В группе мне комфортно, несмотря на то, что мы не все друг друга хорошо знаем. Хотя творческие поиски каждого видны как раз отлично, в конце занятия мы обсуждаем, у кого что получилось интересно. Я мало участвую в обсуждении, поскольку мне сложно сформулировать впечатление от понравившейся работы, но другие все равно замечают эту работу и весьма хорошо описывают её находки.
За год обучения я стала искреннее рисовать графику, больше думать в процессе работы, и в целом в рисовании появилось больше свободы и игры. Кружок для меня - это те "маленькие шаги", которыми я двигаюсь к искусству графики. Он позволяет мне находиться в постоянном тонусе, это та внешняя сила, что направляет по желанной тропе. Есть люди, которые могут сами сесть дома и освоить диатипию, например, или начать копировать работы художников, а я не в их числе, к сожалению.
Не получается пока и в работах с Кружка, и в других - делать фигуру анатомически точной. Много косяков с пропорциями, суставами, мышцами и прочим. В принципе, эти знания надо искать в других курсах или в книгах Баммеса, а интереса, видимо, недостаточно, раз предпочитаю другие занятия.
Сейчас у нас длинный и сложный (особенно в плане восприятия) блок по диатипии. С одной стороны - многогранная техника, очень богатая на возможности, с другой стороны - раздражает, что многие работы похожи на советские иллюстрации из детских книг - то ли тухлые, то ли тяжеловесные и неясные. Во многих моментах приходится преодолевать своё внутреннее сопротивление, но наверное, без этого не обойтись, особенно при привычке к быстрым техникам.
Желаю группе дальнейшего развития и новых творческих находок каждому ее участнику отдельно!»


Катя Полежаева:



«Для меня занятия в группе - это важный путь, который повезло разделить с людьми неравнодушными и прекрасными в своей непохожести. Это череда значимых событий, позволивших оформить и проявить очень личное отношение к рисунку. За период занятий получилось сменить осторожную поступь и желание научиться делать правильно на более раскованный шаг и стремление пробовать и выбирать, прислушиваться и соглашаться, а иногда спорить. В пространстве группы прорастают вопросы, которые я вряд ли могла бы задать себе самой. И именно благодаря ним открываются новые неожиданные направления для исследования. Для меня особенно важно, что в каждом шаге есть возможность и необходимость выбора.
Спасибо за интерес, сложность и радость совместного.»


Даша Ескина:



«В графике очень важна задумка, идея, которая обогатит лист и сделает его еще более интересным. Дмитрий может помочь разобраться, как это сделать.

Я учусь в группе уже больше двух лет. Занятия не перестают радовать разнообразием тем и проблем, в которые мы погружаемся. Некоторые темы были повторены, но сделано это в нужный момент в нужном объеме, чтобы освежить знания и умения перед другими темами, в которых это понадобится. Так, например, перед большой печатной темой «Диатипия» мы повторяли занятие по рисованию фигуры в действии по воображению. Если отмотать еще на несколько занятий назад, то у нас был большой блок по трем художникам, где мы анализировали работы понравившихся авторов и старались в своих работах думать как они. Именно думать: строить композицию, замечать детали, выбирать материалы под задачи и т. д. Таким образом, на занятиях происходит осмысленный анализ чужих и собственных работ, а так же размышление, в каком направлении развиваться дальше нам самим.

Широкой публике известны далеко не все интересные и глубокие темы с наших занятий, лишь некоторые опубликованы в жж кружка скорого рисунка. Поэтому записывайтесь и убедитесь сами :)

Группа не стоит на месте, развивается и совершенствуется вместе со своими учениками. На мой взгляд, за прошедшую пару лет произошло хорошее глобальное изменение: изменилась форма итоговых просмотров в конце занятия. Раньше традиционно по завершению устраивался просмотр работ за текущее занятие, где преподаватель подводил итоги, делал обзор получившегося и не получившегося, давал советы и наставления. Теперь вместо преподавателя этот анализ делает каждый самостоятельно и делится своими соображениями с другими. Появился диалог между всеми участниками, и это очень хорошо.

Поздравляю Дмитрия и группу с днем рождения группы! Большое спасибо, что такая группа у нас есть. Ура!»


Витя Маковийчук:



«Наверное это будет мой самый короткий из всех 4-х (?!) моих отзывов. Не смотря на столь долгий стаж занятия по прежнему очень полезны и интересны для меня. К тому же они не повторяются дословно из года в год, а эволюционируют, меняются в ещё более полезную и эффективную сторону, а так же добавляются новые интересные и сложные задания. Очень понравилось добавление длинных серий занятий на одну и ту же или близкие темы. Они делают работу над какой-нибудь задачей особенно глубокой и эффективной.

Нельзя не отметить и прекрасный коллектив, у каждого из участников которого можно что-то интересное подсмотреть или чему-то подучиться.

А из пожеланий - занятия на копирование разных художников были очень плодотворны и полезны. Хотелось бы повторять их регулярно, а так же добавить задания на копирование не отдельных художников, а на изучение и работу в конкретных стилях - например кубизме, экспрессионизме и т.д.

Так же хотелось бы добавить какое-то пусть и редкое но всё равно регулярное взаимодействие с группой по средам.

Вижу мой отзыв получился не таким коротким, как вначале думалось, Диме огромное спасибо за титанический труд, С Днём Рождения, любимая группа!»


Ирина Князева:



«Здравствуйте, поздравляю нашу группу с юбилеем!

Правда, она по составу участников почти полностью обновилась с ее создания и ощущения группы у меня пока до конца так и не сложилось. Не знаю почему. Впрочем, мне это не мешает.

Вначале у меня был только безмерный восторг, я нашла то, что хотела. Могла вообще рисовать в окружении интересных людей, это своего рода моя психотерапия, да еще рисовать не так как привыкла и получать мощный заряд к изменениям. Изменилось мое отношение к рисованию вообще. То о чем догадывалась, предполагала, думала получило подтверждение, развитие и начало воплощаться в практике благодаря занятиям у Дмитрия. Конечно не могут не радовать пухлые папки и коробки с рисунками, сделанными за время занятий.

Сейчас отношение изменилось, я стала критичнее относиться к делаемому мной, лучше понимать недостатки. Понятно, что выходом из этого может быть только усиленная работа над собой и отработка сделанного во время занятий, самостоятельно дома. Но сейчас у меня это практически не получается.

Мне нравится, что задания стали связываться в блоки. Темп их очень бодрит и в то же время есть возможность углубиться и проработать задания более тщательно. Это помогает систематизировать полученные знания. Нравится, что Дима не дает сидеть на насиженном приеме или технике, все время провоцирует на активное мышление и как следствие изменение подхода к работе и расширение горизонта возможного. Иногда смотришь на свои рисунки и не можешь поверить, что это я сделала. При том, что вечером, признаюсь, голова моя уже туго соображает. На занятии Дима так растормошит, что бежишь домой потом вприпрыжку с целым ворохом мыслей в голове. Но до конца, в цельную стройную рабочую систему в моей голове полученные знания пока еще не сложились. Значит, есть куда двигаться.

Дима делает все новые и новые интересные занятия, отказаться от которых невозможно, я рада, что пока, как мне кажется, этот процесс бесконечен.

Все участники нашей группы талантливы. На просмотрах потом видишь часто восхитительные, очень разные и интересные работы, за что всем и Дмитрию большое спасибо!

С одной стороны нравится изменение в просмотрах после занятия, каждый высказывает по желанию, что увидел, что понравилось, что нет. Но они в нашей группе часто какие-то кислые получаются. Хотелось бы еще вернуть комментарии Дмитрия, по каждому участнику, на мой взгляд, нет завершенности, как раньше.»


Наташа Гриценко:



«Я давний участник вторничной группы. В прошлом году я посещала ее нечасто. Может быть, в том числе и поэтому я стала воспринимать группу не столько как учебную, сколько как проектную. Конечно, в группе есть задания, внимательный ведущий с точным - и нужным - комментарием наготове во время всей работы, после каждого занятия уносишь с собой новые знания и опыт. Но для меня группа перестала быть классом в школьном понимании: "чему же Дима нас научит?". Скорее, это экспериментальная лаборатория, где есть научный руководитель с темами, коллеги со своим мнением и место для твоего вклада в работу.

Спасибо вам.»



Я очень рад ощутимому росту как технического уровня работ так и осознанности процесса за прошедший год. В теме диатипии, которая вот только что подошла к концу, есть очень интересные листы, хотя это первый подход группы к печатным техникам. По поводу нового вида просмотров — вижу в этом очень важное изменение, едва ли не основное за год. Это помогает вам общаться, внимательнее смотреть и учиться у коллег (это не первые попавшиеся мне люди, а лучшие из тех, кто писал заявки). Именно поэтому я считаю работу в группе единственным эффективным способом обучения — вы учитесь не только и не столько у меня. Вы все делаете группу тем, что она есть, замена даже одного человека многое меняет.

Спасибо вам за отличную работу и с днём рождения!
Впереди у нас просто огненные темы, держитесь за стул.
Tags: обучение, отзывы, учебная группа Дмитрия Горелышева ll
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments