Канцелярия Кружка (ksr_office) wrote in strg_circle,
Канцелярия Кружка
ksr_office
strg_circle

Обзор и отзывы 4-го курса «Выразительные средства графики» (М. Бородина, Н. Гриценко)

4-й курс ВСГ состоял из 10 занятий и развил темы 3-го. Мы продолжили конструктивное рисование и взяли сложную форму: человека. Речи об анатомии не было: мы подошли к человеческому телу как к набору простых форм. Ближе к концу курса мы затронули тему условного цвета. В завершение сделали итоговую работу в одной из уже известных печатных техник.

Начали с "кубических людей". Мы рисуем модель с натуры. Выделяем основные объемы-блоки, из которых состоит тело, и упрощаем их до параллелепипеда. Грань мы рисуем там, где поверхность сложно-круглой большой формы меняет направление. Например, там, где передняя поверхность бедра переходит в боковую. Этот переход можно увидеть по границе светотени. Помогает прощупать эту форму на себе: сразу становится понятно, где происходит смена направления. Рисуем со вниманием к ракурсу блоков, их взаимному расположению и положению относительно линии горизонта. Сперва рисуем конструкцию насквозь только линиями, потом добавляем тон. Упрощаем все тональные нюансы до двух больших масс тени и света, разбираемся, как распределены на поверхности свет и тень в зависимости от положения источника света.

Описание задания, группы о рисовании человека















Потом мы перешли к более реалистичному рисованию. Сперва рисовали модель только линиями, задача - уйти от контурного, силуэтного рисования. Разрабатывали внутреннюю форму, обозначали смену направления форм. Помогали себе рисованием сечений насквозь. Были внимательны к пропорциям и положению частей тела в пространстве, передавали пластику позы. В конце добавили тон, обобщив освещенную поверхность до двух больших масс света и тени.

Описание заданий:
Линия и форма: 1 (в середине обзора), 2 (в середине обзора), 3 (в начале обзора), ВСГ
Сечения: 1, 2 (группы о рисовании человека), 3, 4 (в конце обзора, ВСГ)

















Потом затронули тему условного цвета в графике. Можно было как рисовать объемную форму, так и выходить на плоскостное изображение. Главное - наделить каждый цвет ролью, выстроить логику взаимодействия цветов и определить количество каждого в листе. Мы просто рисовали с натуры цветными карандашами, потом делали трафарет ими же, а потом делали аппликацию из цветных полупрозрачных пленок, чтобы лучше прочувствовать работу цвета на пересечении.

Условный цвет: 1 (ВСГ), 2 (группы о рисовании человека)



















Итоговое задание: перевести любой из рисунков, сделанных на занятиях во время курса, в печатную графику. Убрали ненужное, усилили необходимое, сделали цветной лист в технике трафарета или диатипии.

Александр Котенко:






Лера Пономарева:




Татьяна Метелик:


Инна Токарева:




Лиза Сазонова:


Любовь Яковлева:




Александр Литвинов:


Александр Беликов:




Нина Никитина:




Бонус: печатные работы не о фигуре человека.

Лера Пономарева:







Инна Токарева:




Отзывы

"Этот курс не просто понравился, но и поразил. Я уже говорил про предыдущие курсы, что наши занятия супер-логичные до опасной грани, когда начинаешь догадываться, что может быть дальше. В этот раз курс не только супер-логичный, но и очень удивительно дерзкий. Именно это сочетание дало то, что все участники сделали огромный шаг. Мне очень поражает мой личный прогресс за такое короткое время. Главное - не потерять высокий темп. Мне кажется, именно это мотивировало многих участников.
И главное - большое спасибо!
Саша"



"Этот курс оказался очень сложен и одновременно интересен,т.к. затронул самую сложную тему для меня- рисование и понимание фигуры человека. Не могу сказать,что рисование человека теперь абсолютно ясная для меня задача,скорее появилось общее понимание формы.Один из показателей прогресса-отказ от срисовывания контуров. Думаю это был такой вступительный заход,т.к. тему можно развивать бесконечно.Еще один аспект курса-цвет. Сложности были в придумывании себе (и цвету)разнообразных задач.Зато на просмотрах в группе интересно было наблюдать,что их действительно может быть много и очень разных.Заключительные задания были прекрасной творческой разрядкой и полем эксперимента,после штудий. Т.к. задачи курса были сложны,кажется что времени для подробного разбора всех аспектов недостаточно.Хочется продолжить изучение этих тем.С другой стороны Может быть,стоит разбавить сложные упражнения,когда все кипят от напряжения,какими нибудь быстрыми 5-2 минуными заданиями,для разрядки"


"С удовольствием прошёл. Курс "Познай себя, а заодно и другого". Ощущение, что очень быстро пролетело время. И даже есть чувство, что мало было занятий, мало успели, хотя объективно успели ого-го-го сколько. Очень понравилось, что весь курс в этот раз вырастал как дерево, где корни - работа над конструкцией, над пониманием основ простых форм. Низвести до простого, а потом дойти до сложного - до светотеневых отношениях на сложных формах, а потом перевести это в плоскость, не потеряв объём (звучит забавно). Очень дельный вышел курс. Трудности - боязнь не справиться с моделью. Ощущение - больше ответственности перед живым человеком. Не хотелось потерять ничего, было стыдно врать в пропорциях или в том, откуда растут части тела, хотя всё равно врала. Каждый раз перед тем, как мы начинали работать над очередной позой, появлялся страх, ааа, как с этим работать, ааа, не получится. Потом получалось. Очень благодарна моделям! Такие интересные иногда они задачи нам ставили. С загогулиной. Откуда брался азарт и желание справиться. И красота пластики в этих сложных позах открывалась. Иногда не хватало времени. Хотелось постановки не по 40 минут максимум, а по часу, например. Но с другой стороны, число поз за занятие было оптимальным. Было бы полезно попробовать завершить не короткой позой, а длинной, поставив короткую - минут на 10, на 20- в середине. Замечала за собой, что к концу каждого занятия я "разрисовывалась", становилось проще. Затык и страх, которые мешали в начале, переставали мешать. Было здорово в конце вернуться к печати и сделать листы из "эскизов" предыдущих занятий. И я довольна своей работой. Вижу огрехи. Но всё равно довольна. Потому что красиво. Люблю вас. Поняла, что я грызу часто удила и решать хочу сама, отстаиваю свою точку зрения и сомневаюсь, но при этом мне нужен тот, перед кем я буду отстаивать эту самую точку зрения, а главное - тот, кто поможет увидеть что-то, что я не вижу, и даст качественный пинок в нужную сторону. При этом будет это делать любя и с уважением. И поняла, что иногда мне нужно сопровождение очень пристальное при работе, даже не для того, чтобы помогать что-то делать, участвовать в самой работе, а чтобы подбадривать и быть рядом, наблюдая и кивая. Спасибо вам.
Обнимаю вас крепко, Люба"



"На этом курсе я к сожалению пропустила слишком много занятий, но из того что успела почерпнуть - очень пригодилось рисование кубических людей. Замечательно полезное задание, помогает увидеть человека в пространстве, понять перспективу и ракурс. Очень часто при рисовании человека я сбиваюсь на рисование того что знаю, а не того что вижу. А такое упражнение заставляет думать. Мне правда не хватило времени полностью разобраться.
Соня"



"Для меня этот курс оказался первым, и я почти не занимался рисунком и печатью ранее. В связи с этим мне почти все было в диковинку. Мне очень понравилось то, как мы изучали конструктивный рисунок. Вообще, главным итогом, который я для себя вынес является то, что любая форма (любой рисунок) строится логически, и чем глубже ты проникаешь в устройство изображаемой формы, понимаешь как она устроена, тем интереснее и живее становится рисунок. На мой взгляд, эта идея отлично реализована в курсе. Самым трудным для меня было освоение печатных техник. Это оказалось очень кропотливым и технологически сложным, особенно при работе с какими-то детализированными трафаретами. Чего мне не хватило в курсе? Лично мне не хватило какой-то теоретической базы, объяснения каких-то базовых художественных понятий, которые мы повсеместно использовали, но содержание которых мне не всегда было понятно. Было бы здорово, если бы ведущие как-то разъясняли это (Хотя возможно, что они разъясняют это на более ранних этапах.) У меня нет каких-либо негативных комментариев. Ведущие очень терпеливые, учтивые, милые и компетентные. Мастерская прекрасная, время и место занятий тоже отличные.
Саша Беликов"



"Мои ожидания, что будет структурированный подход, оправдались. Программа для меня имела логику поступательного движения. Мне очень помогло анализировать на кубических блоках, где и как расположена грудная клетка, где таз и т.д. Это задание помогло мне "включить голову" и задуматься о формах, из которых состоит изображаемый объект. При всей "ломке", мозг сопротивляется такому казалось бы упрощению, но работает :) Понравилось показывать сечения, чтобы также лучше понимать форму. Больше хотелось бы уяснить о распределении тени и света в этом фрагменте курса. Наверное, было бы неплохо дополнительно кратко давать обзор основных законов устройства человеческой фигуры - такой небольшой ликбез или повторение главного - в дополнение к этим хитрым заданиям. Довольно неудобным в хорошем смысле было задание про использование только двух условных цветов. Непонятно, зачем ограничение, однако в заданных рамках оказалось интересно искать решения, выходить из зоны комфорта и привычного - как сделал бы сам. Тема с трафаретом и несколькими планами очень вдохновила, мне кажется, мне это дало хороший задел для дальнейших задумок и работы. Приятно, что всегда были модели на занятиях, это шикарно, что можно творчески подходить к осмыслению конкретной натуры. Постановки с предметами - я не очень понимаю такую форму работы в общем, однако я приобрела опыт оперировать ими как абстрактными предметами тех или иных цветов, форм или характеристик. То есть все можно использовать творчески и с умом :) В такой атмосфере, как на курсе, любое задание мной воспринималось как интересный вызов. Работа ведущих Марины и Натальи - выше всех похвал, для меня это настолько приятное открытие, что процесс можно организовать настолько позитивно и конструктивно одновременно! Считаю большим везением встречу с такими преподавателями. Благодарю Вас! Особенно здорово, что, например, Наталья, видя, что я прибегаю к более удобному и привычному способу рисовать кубик, направила меня в сторону понимания, как это сделать более верно, и объяснила, дала руководство. "Мы здесь, чтобы научиться тому, чего еще не умеем". При этом, рекомендации никогда не выглядели критикой, а скорее вдохновляющим подбадриванием. Для меня такой подход на вес золота, я склонна к самокритике, а ведущие меня развернули совершенно к иному видению - что все опыт, причем ценный! Марина тоже не давала мне ускользнуть к способу решить задачу попроще, не отступалась, пока я полностью не находила решение. Если бы не это, вряд ли бы я поняла тему и научилась. Кроме того, Марина давала точные короткие советы, применив которые, работа становилась лучше. Я чувствовала индивидуальное внимание, как, думаю, и остальные участники группы. Мне очень нравится, как организуется работа по времени, все хорошо распределено и есть план, как действовать. Это замечательно, потому как приучает относиться к работе не как к безразмерному процессу. Между тем, если я не укладывалась по времени, Наталья предлагала индивидуальное решение, как мне построить работу не вразрез со всеми и выполнить, что мне нужно. Отлично организовано информирование о задачах и материалах. Отдельное спасибо за уроки целеполагания. Я увидела цепочку цель - результат (измеримый), это - очень важно! Можно представлять у себя в голове абстрактные задумки, а можно ставить задачу, ее решать и видеть некий результат. Силюсь придумать что-то критическое... Не знаю, может, только быстрота курса, на каждой теме, возможно, было бы полезно задержаться чуть подольше, дабы действительно ее поймать и усвоить :) До конца не проясненным, наверное, осталось как лучше управлять пропорциями фигуры в листе. То есть как лучше размечать лист, чтобы части тела держали пропорции и при этом хорошо весь знак фигуры размещался в листе. У меня часто получалось, что сначала фигура оказывалась немного не там где я хотела, с помощью трафарета это легко переместить на нужное место, а вот с карандашом уже нет.

В целом, мне кажется, работа в рамках курса с такими преподавателями - очень гуманная и наполненная уважением к созидающему человеку среда с установкой на развитие.

С благодарностью, уважением и воодушевлением, Олеся"



"Очень полезными были упражнения, которые позволили понять что человек это сложная форма, которую можно разложить на простые, объемные: то есть упражнения на рисование кубических людей, сечения".


"Для меня 4 курс оказался самым трудным. Было сложно рисовать человека, сложно вставать в воскресенье рано утром, сложно воспринимать свои работы, потому что они все время не нравились. Рисование блоками, сечения и планы - это действительно очень полезные упражнения. Я практиковала их на набросках. Для меня, пожалуй, самое ценное качество которое выработалось за время учебы в кружке - это в тяжелый момент на грани отчаяние спрашивать себя "Зачем я это делаю и надо ли это мне?". Это помогает мгновенно расставить приоритеты, отбросить ненужное или наоборот - без нытья просто упорно делать. Мне давольно трудно привыкать к новым людям, поэтому грустно, что состав групп все время меняется. Марина и Наташа, нереальный респект вам за все! Вы очень крутые! ;) Настя ".


"Курс был очень насыщенный на всём своём протяжении.
Самыми сложными были занятия с кубическими людьми и рисованием сечениями, когда ничего не успевалось, не получалось и было непонятно, а в итоге раскрылась вся их мощь - стало яснее, как работать с формой, очень понравилась идея про «честно разобраться, что там происходит на самом деле», ну и плюс этот приём с кубиками и сечениями вообще очень универсальный, дающий ясное понимание формы и ее расположения в пространстве, теперь активно им пользуюсь.

Очень запали занятия с цветом и цветными карандашами - мозговая активность ощущалась физически. И там еще столько можно разбираться и пробовать, нескончаемая история.

По душе пришёлся процесс перевоплощения учебных набросков и рисунков в печатную работу - тут и интерес, и размышления, и усвоение ранее пройденного.

В целом проще всего мне оценить курс так - сравнить себя в начале курса с собой сейчас. И могу сказать, что от этой траектории ощущения ууууух! Конкретнее это выражается в том, что я стала вести работу цельнее и спокойнее, научилась укладываться в отведенное время, путём отсеивания лишних действий, важный для меня момент - красивая картинка перестала быть самоцелью - то есть я впервые для себя поняла, что есть другие интересные штуки, которые можно исследовать, а уж если в конце получается хорошая качественная работа, это дополнительно приятно. Все итоговые работы именно так и случились - от интереса и удовольствия в процессе.
И мое любимое - глядя на некоторые свои работы с курса я вообще не узнавала в них себя - и это ощущение выхода за свои привычные любимые границы очень воодушевляет.

Так что курс случился очень обширным, много чего затронул и это касается не только рисования.

Я однажды попала в пятничную группу - интересно было сравнить ощущения. Воскресные ребята показались довольно серьезными на фоне атмосферных пятничных. Утренние часы, наверное, влияют. Кстати, группа в 11 в воскресенье - дополнительный повод себя организовать, очень тонизирует.
Резкого и обидного ничего на ум не идет -
ведущим только спасибо за такую вот обширную работу, чуткость и своевременность подсказок и рекомендаций. И за возможность участия, несмотря на подачу заявки после установленного срока.

Инна"

Tags: * Выразительные средства графики, + Марина Бородина, + Наталья Гриценко, обзор, печатная графика, трафарет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments