Дмитрий Горелышев (gdmitry) wrote in strg_circle,
Дмитрий Горелышев
gdmitry
strg_circle

Про год с начала занятий в мастерской

Недавно минул год, как начались занятия с творческими группами в мастерской. Когда я начинал эти занятия, я отчётливо понимал, чего я бы хотел от них, но не ожидал, что получится воплотить это настолько полно, что найдутся люди, которые это всецело поддержат. А они взяли и нашлись. Я очень рад, что занимаюсь с такими заинтересованным и чуткими людьми. Спасибо вам всем.
Чтобы подвести какой-то промежуточный итог и понять общую картину на данный момент, я попросил ребят, которые занимаются дольше всех, написать свои объективные впечатления о занятиях, что они дали, а чего не дали, что нравится, а что нет. Нижеследующим публикую эти самые отзывы без какой-либо цензуры.

Марина:



«Поздравляю с годовщиной! Даже удивительно, что уже столько времени прошло!
Занятия мне нравятся очень. Независимо от того, что работа с ними плохо сочетается и времени совсем ни на что не хватает.
Занятия научили меня завершать некоторые удачные работы, открыли новые интересные подходы, подсадили на аппликацию, монотипию и тушь. Наконец-то пробиваются зачатки цвета. То ли еще будет еще через год! Мне очень понравились занятия на развитие темы, групповые отрывы на мотив натюрморта, музыка на  фоне.
Мне не хватает - упражнений и методов  для лиц с отсутствием способностей. Т.е. позволяющих преодолеть затыки, нехватку техники, отсутствие глазомера, цельного видения, нетвердую руку  и т.д.
(Возможно, их и не существует или их не интересно делать на занятии...?)
Мне хотелось бы занятий по пластической анатомии,  исследовательских проектов, еще и еще про цвет и композицию.
Интересно было бы собирать в кучу результаты и сравнивать с коллегами, может завести традицию просмотров с параллельными группами? Экзотика: может, сходим разок взглянуть на то, как ведет занятия Александр Ливанов?»


Женя:

«Дима, доброй ночи.
Я как раз недавно размышляла на тему того, почему твои занятия хороши. Думаю, главное, что ты не вбиваешь гвоздей в неокрепшие головы,  а даешь свободу и пытаешься почувствовать человека, как конкретного отдельно взятого человека.
Радуюсь всегда твоему терпению, с которым ты не устаешь говорить самые простые, необходимые вещи, которые не всегда сразу укладываются.
Могу сказать, что для меня твои занятия задают некие координаты, в которых можно как-то дальше двигаться и совершенствоваться.
Но помимо чисто технических навыков хочется, чтоб ты делился каким-то своим внутренним опытом, как это делается несколько на другом уровне. Или чужим, который тебе известен. Что-то подобное, например, опыту Н. Андронова, который он описывает в "Когда я рисую" (это, по-моему ты выкладывал ссылку на его текст в музее рисунка). Мне бы очень хотелось что-нибудь еще прочитывать на тему, а не только насматривать (что, конечно, не менее важно, и чем я непрерывно занимаюсь))»


Наташа:



«Здравствуйте, Дмитрий!

Всю ночь думала )
мне все очень нравилось
я всегда хотела делать аппликации, но не знала, как к ним подступиться
там, где натуру рисовали тоже бесценно!

пытаюсь теперь самостоятельно применять всё»


Ирина:

«Не могу не написать, поскольку даже в отрыве от регулярных занятий чувствую себя причастной и принадлежащей кругу.
Я в рисовании дилетант,поэтому в начале  ожидания у меня были вполне дилетантские: научиться рисовать =) Ну, или , скажем , научиться рисовать лучше. 
Я не стала лучше рисовать, потому что, оказалось, что рисование надо упражнять. Как игру на пианино: каждый день.
Но помимо этого "оказалось" занятия дали мне еще бездну всяких разных "оказалось": волшебные секреты акцента, контрастной тени, композиции пятен на листе, цветовых сочетаний. У меня впечатление, что за это время мы как-то невзначай напитались философией рисования.
Получилось, что ценным приобретением стало расширение кругозора: как рисовать, чем рисовать, о чем, где, когда, зачем.
Ну и, конечно, не может не радовать, что навык поддается тренировке. Значит, еще не все потеряно =)»


Катя:



«Здравствуйте, Дима!

На наших уроках я научилась видеть по другому предметы, которые рисую. Одной из главных проблем было- то, что я просто срисовывала что-то как оно есть, а надо ведь в голове все это простраивать, продумывать...  А на занятиях мыслительный процесс точно появляется =)

Еще очень здорово и совершенно необходимо то, что можно увидеть ошибку и тут же понять, как ее исправить под чутким контролем преподавателя )

Занятия, лично меня, заставляют преодолевать страх, лень, непонимание.... жизнь -борьба!))

Всегда вдохновляет и затягивает то, что каждый раз появляется что-то, чего я еще не знаю. Наверное это бесконечный процесс))»



Другая Катя:



«Мой отзыв будет скорее для тех, кто не имеет никакого отношения к рисованию. Я - не художник, не иллюстратор, не студентка худ ВУЗа, но тем не менее я стараюсь выкраивать время и трачу какие-то деньги на то, чтобы ездить в студию и рисовать. Зачем?
 Для меня это хобби в чистом виде. Это то, что приносит мне удовольствие до тех самых пор, пока этим не надо заниматься много и регулярно. Это фон, на котором я могу попереключать мозги в новые стороны и посмотреть, что из этого выйдет.
 Что я получила за время тех занятий, которые я посетила? Наверно, понимание того, что я могу больше, чем мне казалось. Если бы мне показали пару штук, которые я сделала до начала кружка, я бы сказала, что это не мое. Но что еще ценнее, я поняла, как меньше я могу, чем мне опять же казалось, если вы понимаете о чем я.
 Для меня так получилось, что само движение красками/карандашами/ручками по бумаге - это процесс скорее вторичный. Наши занятия для меня - это больше школа дзена и кафедра логики, перемешанные в одном флаконе. Просто так складывается, что на выходе получаются интересные и не очень картинки/наброски или аппликации.
 Конечно, я стала многое лучше понимать в рисунке, что-то лучше делать, но основное мое удовольствие - это просто приоткрытие изнанки процесса.
 Что бы мне хотелось изменить в наших занятиях? Конечно, месторасположение :), еще я бы добавила какие-то встречи на обсуждение интересных моментов (правда, что-то такое было про цвет, когда я не смогла придти), а еще хотелось бы иногда выбираться рисовать на улицу, как потеплеет :).
 А вообще, все прекрасно :)»


Аня:



«Здравствуйте, Дима!
Я-таки написала, но как-то много и не структурировано и для цитирования как-то не очень, но я зажмурившись отправляю, а то вообще никогда не сделаю.

Ругаться не получится, я не перестаю радоваться тому, как мне с вами неожиданно повезло.

То, что происходит на занятиях, к запросу в роде моего – ничего не умею и всего хочу, подошло как нельзя лучше. Пока, честно, ни одного задания зря, только, жалко, что дома делаю мало, явно, что из занятий можно могла бы выжать еще больше.

Про результаты: Самые разительнык изменения – в голове, с удивлением узнала, насколько рисование думательное занятие, год назад  не догадывалась. Пока редко, но начинаю ловить счастливое ощущение осознанного рисования, когда сначала хочу, а потом делаю. Уж точно гораздо больше вижу в чужих работах, и смотреть хочется все больше.

 Честно говоря, когда я просилась на занятия, я мучалась от неясности своих желаний - очень хочу, но не знаю чего. Сейчас бы переформулировала, что хочу легкости, чтобы неумение не тормозило, и уже я могу представить, что это возможно.

Очень рада, что и для меня начался разговор о композиции, раньше было только большое слово КОМПОЗИЦИЯ и ничего больше. Чувствую необходимость накачивать композиционный мускул, несмотря на целый список больных мест, думаю, что это самое больное. Вы мне тоже не раз формулировали проблему – не справляюсь с задачей организации листа. Вот, кстати, хочу упражнение на композицию, и с жесткими рамками, чтобы по чуть-чуть каждый день и не тратить время, на думанье, чтобы такое поделать. Что-то в роде заклинания, сколько, чем  и с конкретной задачей/темой, так чтобы не страшно взяться и не отвертеться? Придумайте пожалуйста!

 За время занятий поборола ряд страхов, первый прорыв произошел на первых занятиях, эти ваши чудные натюрморты, смогла вдруг предметы по своему усмотрению расставлять, уменьшать-увеличивать.  Второй -  материалы, вроде туши – не представляла, как подступиться, уже не страшно, можно брать и бороться, потом зарисовки на улице, тоже сама ну никогда не рискнула бы, вот там бы мне свободы…Можно еще посчитать навык точить карандаши ножиком.

 Мои беды, правда вы про них и так знаете:

Штриховка – по-моему проблема в голове, когда штрихую, безвозвратно теряю мысль, хотя и это налаживается потихоньку.

Вы говорите, проблема с постановкой фигура, да, и что самое скверное, я плохо это чувствую, вы ругаете и правите, а я разительной разницы не вижу. С перспективой тоже так, что вниз линия, что вверх, плохо ловлю, заметила, что пока чем меньше думаю, тем в таких мучительных вещах лучше получается, а уж если глубоко задумалась, то жди беды, чаще промахиваюсь, хоть наоборот делай. Когда у меня в школе были большие проблемы с грамотностью, при том, что правила я отлично знала, мама мне в отчаянии велела, когда мне хочется писать  а, писать о, и наоборот. Ей казалось, процент ошибок сократиться, но стало еще хуже, а потом само наладилось. Так вот, с надеждой, может мне можно какое-то время совсем не думать?

 Самое главное спасибо – под конец, очень сильно строить и жить помогает, то, что вы с нами занимаетесь очень честно и без снисходительности, оказывается так бывает, и как хорошо, что так бывает»

Другая Аня:



«Занятия Дмитрия для меня скорее дополнительные по времени, + к учебе, но по пользе и общему впечатлению они кажутся мне основными.

Дело в том, что занятие не проходит «от и до» с результатом в несколько готовых работ, а темы и сюжеты можно продолжать сколько угодно долго уже самостоятельно, дома, когда преподаватель уже не стоит за спиной. На занятиях начинается поиск интересных ракурсов, движений, анализ формы и что куда крепится, а натура всегда остается как бы примером и предлогом для начала рисунка, а не диктует свои пропорции и светотени. И важно, что Дмитрий не дает нашим замыслам пропасть и помогает закончить и доделать работу, а не бросать ее куда-нибудь в виде идеи или эскиза.

Часто бывает усложнение - научиться рисовать новым материалом. Иногда материал уже есть по заданию(например, аппликация) , или натуру никак нельзя нарисовать по-другому, не достав тушь или краски (или пастель, или карандаши). И так бывает, что материал приживается и очень нравится потом, хотя по-другому я бы никогда им не начала рисовать.

Самые интересные задания – случайные натюрморты из предметов. Получается всегда сюжетно, и можно самим принести предмет, который нам нравится, и нарисовать его.

И хочется пленэров.

И есть предложение (его можно вырезать) – пока плохая погода, собраться в музее и порисовать там наброски (например, со скульптур в Пушкинском). Это как вариант) И я обещаю прийти»



Юля:



«Краткие объективные впечатления — любопытно, нестандартно; оказывается, рисовать можно не только карандашом, а карандашом — по-разному; и «классика» и хулиганство, иногда и вперемешку; учиться мыслить иначе и с других ракурсов, эксперименты-эксперименты, борьба с очевидностью. В общем, год пролетел незаметно ) Несмотря на то, что я вечно сомневаюсь в своих работах, даже я заметила, что стала рисовать смелее и вольнее что ли, это же явный прогресс. Смотреть на свои старые рисунки и грустно, и весело. Еще было б интересно порисовать чего-нибудь сюжетного или проектного, с задумкой и в развитии, (иллюстрации к чему-нибудь, например), хотя не знаю, насколько это интересно остальным. И что еще важно, как мне кажется, это вдохновение после занятий, хочется рисовать и рисовать)»


Некоторые задания с рисунками ребят я публикую здесь.
По любым вопросам, в частности по поводу занятий, можно писать на почту go-gdmitry@yandex.ru.
Tags: обучение, рисунки, учебная группа Дмитрия Горелышева l
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments