Гриценко Наталья (skajilegko) wrote in strg_circle,
Гриценко Наталья
skajilegko
strg_circle

Categories:

Слово участникам курса о целеполагании

Во время курса одна из его участниц, Наталья, написала картину по мотивам одного из коллективных набросков. Работа прошла отбор на выставку в Женеве. Это отлично отражает суть случившегося на интенсиве.


Ольга:
"Курс Натальи цельный, очень динамичный и хорошо организованный.

Заданий много, они ограничены во времени, поэтому скучать не приходится. Для меня лично было очень интересно групповое задание рисунка с натуры. Вынужденное продолжение чужой работы, в чужом стиле окунает из привычного действия в непривычное. Упражнение заставляет улучшить лист теми способами, к которым не привык, и, возможно, никогда бы и не попробовал. Все участники справились хорошо и отработали в разных стилистиках и материалах. Упражнения по композиции хорошо подходят для тех, кто любит рисовать, но сталкивается с фактическими проблемами изображения. Некоторые задания, с использованием разных материалов, очень подходят для тех, кто уперся в свой способ рисунка, и испытывает трудности при общении с другими техниками. Безусловно, с поддержкой толкового руководителя это сделать приятнее и проще. Общение с другими участниками проекта способствует расширению собственного пути.

Наташа умеет создать душевную и дружественную атмосферу занятий. Каждый участник курса был с разной степенью подготовки, с разными запросами от курса, Наталья смогла в общих занятиях найти подход к каждому и выделить именно те моменты, на которые стоит обратить внимание конкретному человеку. Мне кажется это очень важно в групповых занятиях, умение педагога вести и группу и каждого индивидуально, притом, повторяюсь, временные рамки были очень ограничены. Некоторые задания были на 1 минуту!

Мне не хватило в курсе технических приемов, иногда полезно знать больше о том или ином материале. Надеюсь, на продолжение курса в обозримом будущем. Спасибо, Наташа! Спасибо организаторам)

Катя:
Здравствуйте! Я Катя и я художник. На самом деле то, что я художник, я позволила себе осознать совсем недавно. До этого было: ну, хобби, ну, рисую немного, прохожу курс академического рисунка и живописи в Школе архитектуры и дизайна. А когда осознала, пришла информация от Наташи Гриценко о курсе целеполагания. Вопроса «идти или не идти» не стояло. Конечно идти! И я пришла, даже не особо вдумываясь, о чем этот курс. В описании программы очень отозвались слова Наташи «Я приглашаю на новый курс всех, кто на своем этапе развития не знает, куда двигаться дальше…» Вот это точно про меня: понять-то кто Я, я поняла, а вот что дальше делать, знала не очень.

Теперь, когда курс пройден, я до конца, наверное, так и не понимаю, что мне делать дальше, идти или не идти получать специальное образование в ВУЗе, какие мастер-классы выбирать. Но приобрела я на курсе, как мне кажется, самое главное: понимание ответственности перед своей работой. Разговор об ответственности и оказался самым удивительным и неожиданным открытием курса. Ответственности перед тем, какие линии и как ты наносишь на лист бумаги, какие цвета подбираешь для передачи своего замысла и нужен ли вообще цвет. И если нужен, то какой и сколько? И какой материал выбираешь для реализации своей идеи? И вот тут-то приходит понимание, что ты и только ты можешь ответить на вопрос «что и как тебе делать?». Остальному можно научиться, нарисовать тысячи натурных постановок, сделать миллион сто набросков и этюдов. Но вот ответственность перед тем, что ты изменяешь своей работой в этом мире, остается за тобой.

И как же мы этого достигали? Через выполнение разных, очень интересных и зачастую непростых заданий. Самым сложным для меня была и остается постановка перед собой задачи и дальнейшее следование ей для воплощения задуманного. Так и хочется сказать: мы люди творческие, у нас вдохновение и оно ведет нас туда, не знаю куда. А вот и нет, важно делить работу на этапы, чтобы на каждом сверяться, а совпадает ли результат с замыслом, а то ли хотелось сказать? (Интересно, что в этом процессе может родиться другой замысел и это будет уже совсем другая задача и другая работа =) А чтобы понять, как работа делится на этапы, мы
выполняли потрясающее упражнение: над одним рисунком работали три человека!  Результат был потрясающим! В конце занятия мы смотрели и не верили, что все эти интересные, разные картины сотворили мы. Мне казалось, что после наброска обнаженной модели за 5 минут мне уже ничего не страшно. Я еще не знала, что меня ждет на следующем занятии =) Набросок обнаженной модели за 3 минуты… за 1 минуту… Все, мой мир изменился и он никогда уже не станет прежним! Самое потрясающее, что наброски, сделанные за короткое время, оказались намного интереснее, чем сделанные за 10-15 минут.

Большое теплое спасибо хочется сказать Наташе, автору и ведущей курса. Спасибо за ее внимание к каждому, за помощь, за очень нужные и важные советы и рекомендации. Что хочется еще сказать. Курс замечательный. Говорю это честно, без лишних восторгов и стремления понравиться. На мой взгляд, курс содержательный, целостный, были раскрыты все заявленные темы. Я не вижу, что можно было бы добавить в эту программу. А в будущем хотелось бы больше и целенаправленно поработать с различными материалами, изучить их возможности. Я рекомендовала бы (и уже рекомендую) этот курс всем, кто начал или хочет рисовать. Больше всего, конечно, тем, кто выбирает профессию художника. Очень ценен тот осознанный, ответственный подход к работе, который транслирует Наташа и все ребята из Кружка скорого рисунка. Спасибо =)

Ника:

Меня зовут Ника, по образованию я социолог, 10 лет проработала пиарщиком, но с недавних пор бросила карьеру и начала заниматься искусством, о чем мечтала с детства. Попытки получить специальное образование у меня были – я окончила Институт проблем современного искусства в Москве, училась по гранту в лондонском Central St.Martin’s College of Art and Design, поступила на второе высшее в Строгановку (отделение живописи) – но там продержалась недолго, т.к. было совсем не интересно.
На курс я пришла адресно к Наташе, так как незадолго до начала занятий имела счастье познакомиться с ней и понять, что у этого человека есть чему поучиться просто исходя из того, как она мыслит и как относится к делу. Так получилось, что и тему для курса она подобрала суперактуальную, по крайней мере для меня.
Перед началом занятий Наташа попросила нас зафиксировать те задачи, которые мы перед собой ставим – у меня получилось следующее: «более осознанно подходить к созданию работ» и «стать более уверенной в себе как в художнике». К концу курса обе поставленные задачи были достигнуты, а помимо них еще миллион других, о которых я и не думала в начале, плюс выросли крылья и родилось миллион идей и планов на будущее.
Когда я до начала занятий общалась с Наташей, у меня в голове почему-то было желание заниматься индивидуально. Во-первых, я не очень люблю творить в компании, а во-вторых, всегда боялась быть отстающей и тупить при свидетелях, ведь никаких технических навыков в рисовании у меня нет. Но Наташа сказала, что она всем сердцем верит в групповую работу, а так как я верю Наташе, то пришлось рискнуть. И для меня это было одним из самых ярких впечатлений от курса (на первом месте – удивительное осознание того, что я всё могу!). У нас в группе было 5 человек, и все такие разные, как будто с разных планет прилетели. И наблюдая за коллегами мне удалось намного больше понять про себя саму, так как личные склонности каждого стали лакмусовыми бумажками для проявления талантов других. Особенно меня впечатлило самое первое занятие, когда каждый разговаривал с натурой и видел в ней совершенно разные вещи, которые другим и в голову бы не пришли! И очень понравилось групповое упражнение, когда мы по очереди работали над одними и теми же листами, продолжая начатое друг другом, и еще работа с натурой, которую я до этого терпеть не могла, и тд и тп. Так что курс был для меня не просто полезным, а переворотным событием, и мне понадобится еще много времени, чтобы разобраться со всеми теми бесценными советами, которые нам надавала Наташа, и встроить их в свою ежедневную практику занятий искусством.
Посоветовать этот курс я могу тем, кто серьезно увлечен искусством и относится к нему с любовью и трепетом (что совершенно не означает, что вы должны технически многое уметь), потому что у Наташи никакая халтура не пройдет, и в первую очередь халтура в плане отношения к делу.
Римма:
Меня зовут Римма, и я художник-нехудожник. Это и грустно, и интересно, и судьба, и путь, полный открытий и приключений, стоит на него ступить.. 5 лет графического факультета (ХТОППа) Полиграфа ("так хотели родители") и сколько-то лет последующих попыток работать по профилю не дали мне четкого представления о том, кто я и что здесь делаю в плане рисования. Отношения с миром сложны и с рисованием в частности - тоже. Возможно, мне это не нужно. Но при этом я не могу сказать, что это совсем не мое, потому что то видение (связи, композиционные ходы, энергия пятна и линии, еще раз связи, связи), которое дал мне Полиграф, полностью отвечает моему мировосприятию в целом (связи-связи-связи. "Ваша религия: всё одно"), и работать со всем этим в пространстве листа или еще как - удовольствие. Но. Или нет. Или да. В общем, вы поняли. Во мне говорят одновременно минимум три человека. И с этим надо что-то делать.В этой истории я выступаю, как художник по собственной воле.

Когда объявили курс по целеполаганию, я решила, что это хороший повод поговорить обо всём, что выше. Разобраться с собой и со своим творчеством, посмотреть на тех людей, которые придут с похожим запросом, и порисовать в компании этих людей. Я давно не рисовала ничего в компании единомышленников и коллег, и вокруг нарос неприятный вакуум. И мне хотелось наконец сделать подарок этой части себя и уделить ей цельный кусок внимания и времени.Запрос по целеполаганию легко распространяется на всю мою жизнь, потому что в каждой из областей есть внутренний хаос, и многоголосица, и маловато осознанности в процессах, а хочется больше. Все жизнеспособные принципы работы применимы к любым областям, так что я шла и за работающими общими принципами.

Что получилось в процессе и в итоге...
Про людей: "партия художников-приключенцев на пути в неизведанное". Мы были смешные, очень хорошие, трогательные и чертовски-прекрасно-разные. Я очень люблю _разных_ людей, очень люблю само это разнообразие. Такой космос открывается, если заглядывать соседу через плечо. И когда все настолько разные, то невозможно судить ("других" - хотела я сказать, но на самом деле - "себя"), и невозможно оказаться плохим ("не таким как все"). Это всё очень подбадривает и не дает отвлекаться на обычные жвачки о своей непригодности. Какая уж тут непригодность, когда вокруг сплошной космос! Пять штук!

Наташа отлично задавала нам общий тон рассуждений. Мы говорили, много говорили. Потом рисовали. Потом снова говорили. Как сразу почти не выставили внутренних заборов, так и были открыты до конца. И это тоже душеспасительно: говорить о своих страхах и опасениях, а потом и о восторгах - открыто и вслух - тем, кто услышит и ответит. "Поддерживающий контекст" - "создай его себе сам, и станет легче работать."

Четкое деление дней-занятий-заданий с четко сформулированной Наташей целью - хороший пример, чтобы и самому собраться.
Блоки "задача-результат" - очень увлекают и мотивируют.
И развлекают :)
"1. Нарисуй свой портрет по памяти или по представлению. Отложи, не смотри.
2. Возьми зеркало, нарисуй себя с натуры.
3. Положи оба рисунка рядом.
4. Profit!" (где-то тут случается очередное озарение про отношения с самим собой)

Задачи на трансформацию картинок, задачи на незнакомые материалы, задачи на время, на внимательность, на понимание.. Отличные задания, все про личное отношение, про личное понимание того, кто ты, что здесь делаешь, и что хочешь получить/выразить. Я не знаю, насколько это усвоилось в моей многоголосой голове, но, во всяком случае, я могу возвращаться к этим заданиям и опыту, вынесенному из них, а был он душеспасителен. ("Выражай главное - в чем замес? У тебя на это 5 минут. 3 минуты. 1 минута." Чем меньше времени, тем точнее выходит удар - ты успеваешь провести только те три линии, которые зацепили взгляд в первую секунду)

Любимое мое задание - про коллективное творчество. Ооооо! Оооооооо! Вот это был кросс на понимание друг друга и на понимание различнейших (мы же чертовски разные подобрались!) графических задач с  различнейшими материалами и техниками! Работ получилось много. Неожиданных вообще. Прекрасных.Говорят, каждая из них выглядит цельно и так, будто сделана одним человеком. И это не передать, как здорово. Я вообще люблю коллективную работу и люблю, когда диалог над общим делом. И простая фраза про "как сделать лист лучше?" хорошо сужает фокус и ставит локальную задачу, убирая лишние эмоции и трения. Вот прямо сейчас, в работе над другим совершенно проектом.

Последним душеспасительным пусть будет тот факт, что мы сделали целую кучу работ в тех техниках и материалах, на такие темы, которые сами боялись трогать руками (аппликация, акварель, обнаженка, фломастеры, автопортрет - у каждого свои ужасы). И вот этот простейший факт - "ты уже смог, ты уже делал это, и у тебя уже получилось" - отлично ставит на ноги. Наших работ хватило на целую выставку. К нам даже пришли гости....И так история про цели и задачи приводит нас к моим поискам уверенности в себе и в своих силах. :)

Кому рекомендовать этот курс? Любопытным. Жадным до понимания. И до диалогов. Робким. Или временно оробевшим. Всем, попавшим в тупик. Или вовсе всем, потому что этот курс - про очень живой разнообразный процесс. Практика в целеполагании и умении работать по задачам никогда не бывает лишней, я думаю :)




Жила-была маленькая девочка Оля. Она рисовала. Все буквы и имена у нее превращались в цвета, например, Оля – это белое имя, совершенно монохромное, а Валя – зеленое, Наташа – красное, Саша –желто-бежевое, каждое слово имело свой цвет, это было ясно, как день и ночь, но когда Оля про рассказывала про цветные слова, все уверяли, что это не так, что буква не имеет цвета, и ее можно раскрасить как угодно. Оля рисовала везде, она делала иллюстрированные книжки для детей и взрослых, альбомы превращались в сказочные книги, а стены квартиры в замки и дворцы. Взрослым не всегда нравились дворцовые стены, и Оля была отправляема в угол, подумать о своем поведении. Угол, это волшебно, если захватить туда карандаш! Как вы догадываетесь, все углы в квартире были особенно тщательно прорисованы.

Потом Оля подросла и получила художественное образование, ей рассказали, что она рисует неправильно, показали как надо это делать, было нелегко, но девочка была послушной, она старалась. Однажды, совершенно внезапно, на девочку Олю обрушилась семья. Оля стала взрослой. Ей нужно было работать и зарабатывать. Взрослая, рациональная Оля подсчитала плюсы и минусы и стала работать дизайнером. А маленькая Оля стала совсем маленькой и забилась в угол. Иногда она говорила

-Я хочу рисовать!...

-Молчи, - отвечала взрослая Оля,- ты работаешь дизайнером, что тебе еще надо! Ты имеешь право поставить три разноцветные плашки в конце статьи.

-Но, я хочу именно РИСОВАТЬ… , шептала маленькая Оля,

-Кто тебе заплатит за твое рисование? Ты НИКОГДА не станешь великим художником, ты не умеешь это делать, все те, кто действительно рисуют, делают это лучше тебя, поэтому, расслабься и сверстай рекламу для заказчика.

Взрослая Оля не брала в руки карандаш, потому что было некогда, на работе надо было работать, а дома было очень много дел, так много, что даже карандашу негде упасть! И это было правильно, она была очень правильной Олей.

А маленькой Оле нечего было возразить, ей нужна была поддержка, она была так мала, чтобы спорить со взрослыми, да еще и уменьшалась… со временем….

Вдруг, в этой правильной жизни случилось событие, которое многое изменило. Возможно, по какому-то недосмотру, взрослая Оля отвлеклась и не заметила, как маленькая ускользнула из под носа. Маленькая О. не теряла времени, она искала такую поддержку, кого-то, кто тоже считает, что рисовать МОЖНО))) даже если это не приносит денег, того, кто тоже считает, что можно делать, что хочется, а не то, что надо, а главное, объяснит это взрослой Оле умными словами …. То и была основная цель, когда она обнаружила Наташин курс.

-Ок, - сказала взрослая Оля, когда обнаружила себя уже на курсе,- давай узнаем что-то новое, новые приемы и техники. Возможно, это пригодиться в работе, хотя… сомневаюсь я в этом.

А маленькая Оля уже скакала, как коза! Она НАШЛА, то что искала.

«Своего гения убивать нельзя…»



Коллективный набросок с натуры, над которым работали три автора, и живопись Казариной Натальи.
Tags: + Наташа Гриценко, курс, отзывы, цель
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment