Гриценко Наталья (skajilegko) wrote in strg_circle,
Гриценко Наталья
skajilegko
strg_circle

Categories:

О том, как прошел живописный курс Аллы Полковниченко о портрете

Недавно закончился первый курс из цикла занятий, посвященных живописи фигуры в разной среде, под руководством Аллы Полковниченко. И без того непростое задание - написать портрет - усложнилось сближенным окружением и скудным осенним освещением. Но участники курса с помощью Аллы преодолели трудности: "Первый раз вижу столько своих удачных портретов в одном месте", - сказала наша модель Настя. Результатом соавторства Насти, участников курса и Аллы стали десять разных образов.



Cлово Алле Полковниченко:

"Завершился курс «Портрет с плечевым поясом» в Кружке скорого рисунка. Поставлены были следующие задачи — прямое освещение, неглубокое пространство. Моделировка формы мягким дневным светом. Группа разношерстная — часть участников курса с некоторой подготовкой за плечами, часть портрет писали впервые. Первые задачи компоновки решаются на стадии эскиза. С этой частью задания группа справилась наиболее удачно. Перенос на формат и написание на формате портрета вызвали большее количество сложностей, связанных с композиционными поисками и непосредственно рисованием фигуры. Нетвердое понимание формы мешало во многом более выразительно с ней обходиться. Тональный разбор постоянно пытался стать тональной путаницей. Наиболее удачным в курсе оказался момент определения модели как художественного образа, наполненного переживаниями. В процессе обучения этот момент зачастую оказывается «за бортом». Пока мы учимся убедительно изображать пропорции и форму, уходим от кондовости в цветовых сочетаниях, забываем то, кого и зачем мы пишем. Художественная и образная составляющая работы тем не менее ключевые при рассмотрении портрета как искусства. И самые сложные для достижения. Нельзя ни научить находить образ серией приемов, ни объяснить как сделать произведение художественным. Можно только все время помнить о том, что же в портрете главное, и пытаться к нему двигаться. Хочется поздравить участников курса с приобщением к этому таинству искусства."

На первом занятии участники знакомились с моделью и делали наброски.




Далее - непривычный и трудный этап, работа без модели и поиск цветового и композиционного решения будущей работы. Традиционно много сложностей вызывает этап переноса эскиза на формат.












Кто-то успел завершить портрет, а кому-то немного не хватило времени. Итоговые работы:




















Юлия:

"Основной своей цели я достигла. Это -- написать портрет более живописно и менее графично, чем я обычно это делаю. Алла помогла с теплохолодностью, мягкостью переходов. Вообще, Алла ни на минуту не прекращала преподавательской деятельности. Обходила каждого с интервалом в 10 минут. Это очень помогло группе, т. к. некоторые портрет писали в первый раз, и помощь была жизненно необходима.

Еще плюсы -- эскиз, по которому строилась композиция и разбирался тон и цвет. К моему удивлению, эскиз без модели дался даже легче, чем в присутствии оной. Видя модель в предыдущий день, зарисовывая ее, мы ее запомнили и цветовой эскиз делали уже по памяти, не путаясь в деталях Вывод:. стадия отбора прошла проще. Одно занятие было посвящено анатомии, что тоже, безусловно, помогло построить голову.

Композиция: здесь у меня загвоздка, т. к. композицию я не дотянула. В эскизе она состоялась, в портрете -- нет. Но тут уже минус не Аллы, а мой собственный, либо нехватка времени, либо, надо было таки поглядывать на эскиз. :). Придется дома холст доделывать.

На следующий интенсив, по-возможности, пойду и буду ОЧЕНЬ стараться довести работу до конца на месте.

С уважением,

Юлия"


Наташа:

"В этом отзыве нужно часто использовать слово «впервые». Я впервые на курсе кружка, и портрет писала впервые. Поэтому – сплошные открытия. И поэтому сумбурно.

Задачи, которые ставила перед собой перед началом курса, я вспоминаю с трудом, потому что поставила я их формально. Первое открытие: в рисовании можно и нужно, и интересно ставить перед собой задачи, формулировать их для себя, а не «просто рисовать, что получается». В процессе, ближе к концу курса, поняла, что рисовать, как получится неинтересно. А рисовать, как интересно – интересно. Хотя и сложно. Из задач решенных: удалось увязать (хотя бы начать увязывать) представление как и что в голове устроено (анатомию) с умением видеть форму, переломы формы. Одной из задач было научиться вести работу от начала и до конца, не пропуская важных этапов. Для себя поняла, что не важных, проходных этапов в цепочке набросок-компоновка-цветовой эскиз-большая работа нет, и пропуск любого из них, халтура – ведет к провалу всего дела. Пока не получается понимать, когда же нужно переходить к следующему этапу (нужен кто-то, кто подойдет и скажет «хватит красить!»), не хватает внутренней организованности и понимания, но это, полагаю дело практики. «Все тайное становится явным» - обнаружила свои слабые места. Справилась с большим для себя форматом. Из задач не поставленных, но затронутых – цвет. Море цвета. И проблемы тона. И цветовые отношения. Вообще, многие заклинания вроде «работать цветовыми отношениями», взять цвет «поплотней» стали ну не то что понятными, но более ясными, понятными на интуитивном уровне.

А из важных мелочей понравилось расписание, которое позволяет писать отдохнувшим на выходных а не «после» или «между» важных дел. Невольно приходится думать над работой в течение недели. Да, и еще отведенное время на сборы-разборы, которые не откусывали времени от живописи… и все-таки времени не хватило! Хотя это задача для дальнейшей работы – научиться вписываться в поставленные сроки.

Спасибо Алле – за интенсивный процесс, ненавязчивую помощь, бодрящий юмор. За серьезность и несерьезность одновременно. За рабочее настроение. Спасибо соучастникам и кружку. Было отлично!"


Витя:
"Спасибо Алле за отличный курс. Как и предыдущий пленерно-студийный он прошёл на высочайшем педагогически-деспотическом уровне) Если говорить о результатах - далеко не все цели которые я ставил себе на этот курс оказались достигнуты, лично для меня он показался неожиданно гораздо более сложным, чем летний. Буду работать над проблемными местами в следующих частях этой серии и самостоятельно.

Что понравилось: как обычно всё было на высоком уровне - и организация, и программа курса, она была продуманной и насыщенной, советы Аллы были полезны и к месту, хоть иногда и хотелось кинуть чем-нибудь тяжёлым))

Из плохого: были огромные проблемы с естественным освещением. В некоторые пасмурные дни было совершенно невозможно писать - цвет не был виден не только на модели, которая сидела далеко от окон, возле стены, но и даже на палитре не было видно и что смешиваешь что кладёшь на холст.

Курсом остался доволен, планирую участвовать и в последующих мероприятиях из цикла про обнажёнку."




После новогодних праздников будет второй интенсивный курс этого цикла: полуфигура, мужская модель. Не пропустите.
Tags: - Алла Полковниченко, живопись, курс, отзывы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment