Дмитрий Горелышев (gdmitry) wrote in strg_circle,
Дмитрий Горелышев
gdmitry
strg_circle

О графических материалах и техниках. Часть третья — цветные карандаши



Блок заданий для группы по средам.

Дано: Два занятия с моделью и много цветных карандашей.
Задача: Научиться пользоваться и узнать новое.


Цветные карандаши — это один из тех материалов, к которым зачастую относятся как к «несерьёзным». Дескать, писать маслом на холсте — это да, а карандашами цветными только дети калякают. Однако, цветные карандаши это совершенно взрослый и сложный инструмент, владение которым очень полезно для графика.

Материал представляет собой карандаши со стержнем из каолина (белой глины) и цветных пигментов. Добавление воска придаёт грифелю разную степень мягкости — в советское время были карандаши потвёрже (например — Искусство или мелки Эскиз), они как бы скользили по бумаге. Сейчас зарубежные призводители делают их более мягкими, стержень оставляет жирный след (например — Faber Castell Polychromos). При добавлении в состав грифеля особой эсмульсии, карандаш становится чувствителен к воде и нарисованное таким стержнем можно размыть кистью — эти карандаши называются акварельными (например — Faber-Castell Albrecht Durer). Нужно учитывать, что цвет такого карандаша становится несколько ярче при размытии водой. Кроме того есть тип цветных карандашей (например — Stabilo Woody), находящийся на стыке с масляной пастелью — они очень жирные, ложатся на бумагу как паста и ко всему этому ещё размываются водой.

Особенность этого материала в том, что цвета смешиваются оптически, а не механически, как краски. Вы накладывате несколько конкретных цветов, а в местах их пересечения получаются новые. Важно понимать, что цвет в графике условный — нет ни цели, ни возможности передать всё богатство оттенков видимого мира, цвет скорее кодирует предметы, раскладывает всё на несколько смысловых слоёв. Подобный подход используется в цветной печатной графике — там тоже несколько слоёв, а на их пересечении возникают новые цвета. Задача графика — определить количество цветов и придумать эти самые места их пересечений.

Фломастеры и маркеры работают по схожим принципам, но у них нет важного инструмента настройки изображения — силы нажима. С помощью неё мы можем получить в рисунке разную степень материальности предметов, расставить акценты, передать глубину пространства. Принцип тот же, что и в любом карандаше — чем чаще штрих, тем более материален объект. Начинать рисунок лучше всего лёгким редким штрихом — как бы подкладывая осному под изображение. В итоге эта «арматура» листа не везде остаётся заметной, но хорошо собирает рисунок. Контур не советую использовать на первом этапе, лучше вводить его позже по необходимости.

Рисуя в сближенной гамме, мы можем получить довольно натуралистичное и телесное изображение (основную роль в этом играют тёплые рефлексы). Рисуя же контрастными цветами, мы получаем резкую, яркую графику. Во этом случае особенно важно определиться с ролью каждого цвета в листе — какой отвечает за полутон, какой за рефлексы, какой за акценты, может быть отдельный цвет для контуров.

Группа на занятии получила несколько заданий на разное применение карандашей — в два, три, четыре цвета, изолированно в листе и с интерьером. Вот что получилось.

Аня:









Валя:













Даша:









Другая Даша:



Наталья:











Оля:









О цветных карандашах в Музее рисунка.

Предыдущие посты по материалам:

Рассказ о блоке вообще и мягких материалах.
Рассказ о туши.
Tags: методика, обучение, рисунки, учебная группа Дмитрия Горелышева ll, цветные карандаши
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments