Дмитрий Горелышев (gdmitry) wrote in strg_circle,
Дмитрий Горелышев
gdmitry
strg_circle

Три года учебной группе по средам

Вчера исполнилось три года с начала занятий со второй натурной учебной группой. Эта группа была набрана по причине того, что в первую, занимающуюся по вторникам, все желающие не умещались, теперь они благополучно не умещаются в обе — в очереди больше сотни человек. За три года группа превратилась в очень цельный коллектив, на данный момент это, пожалуй, самая цельная по совокупности качеств группа.

Прошедший год — это серьёзный срок для проверки состоятельности мероприятия, пора снова сделать выводы и поделиться соображениями. Поэтому я традиционно попросил ребят написать отзывы о занятиях — честные и без прикрас. Эти самые отзывы я предлагаю вашему вниманию без какой-либо цензуры.

В качестве иллюстраций в этот раз — работы с задания о трёх художниках, огромный репортаж о котором будет опубликован совсем скоро. Спойлер это или тизер — решайте сами.

Полина:



«Пишу отзыв уже третий раз, прочитав перед этим два предыдущих. И каждый раз есть, что написать такого, что в предыдущие годы не было доступно моему пониманию. Группа очень живая, и вместе ростом каждого из участников растет и она сама. Если в прошлые годы средовая группа была более учебного и технического толка, то сейчас она для меня встала вровень с воскресной, которая держит направление более в сторону содержания и глубины. Этот год в средовой группе был очень ценным для меня, в нем не было массы громких открытий и чудесных избавлений, в целом заданий и тем было меньше по сравнение с другими годами, как мне показалось. Но весь он был про взаимодействие и отношение, про чуткость, собственное развитие в плодородной среде и про развитие этой самой среды. Это очень важно заметить, что процесс не менее важен, чем результат. Большое спасибо Диме и всем участникам за возможность быть частью этого организма.

Про минусы сказать не могу, потому что не вижу их.

С Днем рождения, средовая группа!».



Даша:



«Мне очень дорого данное сообщество, которое уже трудно назвать просто группой, скорее малым творческим объединением. Общее ощущение от работы похоже на поход в местность местами освоенную, местами диковатую. Поход, требующий постоянных усилий, и очень счастливый при этом. Много цельности прибавилось в процессе за последнее время, поэтому из похода уже странно случайно уезжать и приезжать - маршрут собьется. Процесс мне важнее достижений, тем не менее есть такой забавный результат как полное равнодушие к внешней красивости и технической правильности. Не то, чтобы я это совсем обесценила, просто хочется от рисунка уже другого - большей честности, достоверности, соответствия вкладываемому внутреннему наполнению. Стал ценнее результат живой. Здесь для меня остается еще непаханое поле работы над собой, так как часто я отмечаю, что вместо непосредственного ответа, даю защитный. И да, все эти коробочки, острые углы, ненужные детали и частности уже мешают.
Про конкретное. Меня очень радует появление целостных блоков в заданиях, так как это дает возможность более полноценного погружения в технику и помогает освоить основные этапы работы от задумки к результату. Такой опыт очень важен. Иногда появляются очень интересные, но очень краткие темы, как например, монотипия и диатипия, цветной карандаш. Они пока оставили ощущение "затравки", просто потому что прошли экспромтом или было не очевидно, каким звеном в цепочке они являются.
Очень здорово, что все участники настолько разные и настолько яркие каждый по своему. Это в разы расширяет видение и задачи и способов решения, стимулирует самостоятельный поиск, еще и смелости прибавляет. Работает куда эффективнее, чем просто просмотр работ по теме абстрактно других авторов»


Ксения:



«Раньше я не придавала особого значения группе. Важны были сами занятия. Но в момент, когда я осознала их важность для себя и стала ходить регулярно, почувствовала значимость группы. Мы все очень разные и сильно непохожи ни по стилю, ни по уровню рисования, мы разные по жизни. И каждое занятие для меня открытие и много удивительных находок в работах моих коллег. Очень помогает, вдохновляет и поддерживает добрая и с чувством юмора атмосфера на занятиях.
Сложно судить, чего я достигла. Наверное я стала более уверенной в работах. Стала больше рисовать для себя и меньше бояться неудач.
Расстраивает то, что часто я не вижу ценности в работе как своей, так и моих коллег, пока Дима не укажет и не объяснит её. И сначала кажется, что это прямо совсем ерунда, а оказывается наоборот. Здорово, когда начинаешь смотреть иначе.
Очень нравится, что появились домашние задания, хотя мне часто не хватает на них времени. Тем не менее это очень организует и закрепляет навыки.
Нравится, что мы пробуем много различных техник и они повторяются с более глубоким в них погружением и пониманием.
Чего слишком много? Возможно, слишком много дней между занятиями.
Мне очень повезло быть участником такой крутой группы! С днём рождения! :)»


Оля:



«С днем рождения группу!!!

Три года! Потрясающий возраст, в этот момент человек уже выучивается как минимум половине того что усвоит за всю жизнь.
Группа за эти три года приобрела свое "лицо", даже не смотря на периодическое обновление состава. У каждого свой стиль рисования, благодаря регулярным просмотрам после занятия смотришь как работаю другие, сравниваешь, задаешься вопросом "А какое "лицо" у меня?". Чрезвычайно интересно в этом плане было задание по трем авторам, когда мы копировали работы художников и после рисовали опираясь на полученный в процессе опыт, ценности выбранного автора. Это заставляло здорово задуматься на кого просто восторженно смотришь, а на кого из великих хочется ровняться и чье творчество препарировать, чтобы извлечь для себя новые навыки.
Нравится, что в последнее время было действительно много тем ориентированных на получение законченного произведения, в связи с этим появился вопрос: планируется ли выставка для натурной группы? Столько красоты, было бы здорово поделиться с честным народом.

Спасибо, Дима, спасибо группа! Ура!!!»


Лена:

«Круто быть частью такого сообщества. Каждую неделю (ну почти каждую) я участвую в квесте: найти определённые материалы, какие-то красочки, о которых я не знала раньше, какую-нибудь хитрую бумагу, или ножи, или газеты, или малярные валики; потом нужно срочно заставить мозг сделать тройной тулуп и рисовать так, как ещё никогда не рисовала - не глядя, думая, рассчитывая бумагу, не насчитывая на успех; потом Дмитрий подходит, говорит, как НАДО БЫЛО рисовать и мозг садится на шпагат. А потом происходит просмотр, где случается главное чудо - я наконец понимаю, что надо было делать. и руками и мозгом. И в этом очень сильно помогает группа, из неё по кусочкам собирается тайное знание и мозг идёт домой счастливым. Большое спасибо, что нас таких набрали!»

Вика:



«С днем рожденья группа! Мне очень нравится находится среди таких замечательных, упорных, талантливых и разных людей)) Вы все стильные сутенеры и просто супер) Удивительно, я хожу в кружок уже 2 года, а кажется что пришла вчера, но если задуматься сколько всего у нас было сложного, страшного, красивого и мозголомательного, то понимаешь, что все-таки времени прошло порядочно. Больше всего меня радует то, что я начинаю потихоньку расслабляться и уже не так паникую и боюсь, как раньше. Дима как-то сказал: "Ну а чего зажиматься, вы же не для музея рисуете, а учитесь - экспериментируйте, пробуйте». Дима часто говорит какие-то, кажущиеся очень простыми, но на самом деле гениальные вещи, до которых ты сам почему-то не можешь додуматься)) По-хорошему, надо бы написать про каждое задание отдельно, потому что они все фантастические, полезные и полны веселья и задора! Но это нереально. Их очень много и они все по-своему классные и важные. Поэтому я просто расскажу про наши просмотры) О, это моя любимая часть, потому что (особенно в последнее время) они превращаются в мини-выставки. Удивительно, у всех получается очень по-разному и потрясающе красиво, вообще мне кажется, что одно из самых важных, чему нас учит Дима, - это видеть красивое. Еще здорово, что у каждого остается свобода выбора, и каждый уникален) Мне сложно написать, что мне не нравится, потому что мне кажется, что все идеально и складывается наилучшим образом, и про каждое новое задание я думаю: «о, это ИДЕАЛЬНОЕ задание!», но потом приходит очередь следующего, и я такая: "ЧТООООООО?!ЭТО ЗАДАНИЕ ТОЖЕ ПРОСТО РОСКОШНОЕ». Я надеюсь, что это будет продолжаться бесконечно, и каждый раз я буду удивляться, радоваться и предвкушать)) Из личных пожеланий, хотелось бы больше заданий на композицию, на готовый лист, на развитие абстрактного мышления и рисования из головы, ну и цвет, конечно, - с этим у меня пока самые большие напряги. На самом деле, я каждому члену нашей группы хочу сказать БОЛЬШУЩЕЕ СПАСИБО, вы все невероятные КРУТАНЫ! И отдельное спасибо Диме) Честно, таких любознательных и энергичных людей еще не встречала)) Я очень рада, что вы меня взяли) Спасибо всем, всех люблю!) Вы лучшие)

п.с. я понимаю, что все это выглядит, как лесть, но я правда так думаю XD

С ДНЕМ РОЖДЕНЬЯ! ЮХУ!!»


Лёша:



«Здравствуйте.
Я занимаюсь у Димы около шести месяцев. Попал в уже сложившуюся группу. Многие ребята занимаются по несколько лет, поэтому коллектив очень сильный и дружный, что ценно и мотивирует трудиться. Атмосфера располагает. Дима уделяет внимание каждому студенту, при этом помогает найти свое собственное решение задачи. Мы постоянно работаем с различными материалами и техниками, с которыми я раньше никогда не сталкивался, и это очень круто! Каждое новое занятие позволяет избавиться от привычного восприятия и стандартных решений (шаблонов), по новому взглянуть на рабочий процесс и себя в нем. Но мне по прежнему не хватает наглости и хулиганства, над этим еще нужно усиленно работать, конечно, помимо всего остального.

Из пожеланий: хотелось бы побольше рисовальных занятий, расчлененки, портретов и экспериментов с цветом. В остальном все супер, мозги кипят! Это гораздо круче, чем я себе представлял :)

Отдельное спасибо хочу сказать Диме, он прекрасный человек и преподаватель! Я очень счастлив быть в его группе».


Валя:



«Три года нашей группе! Немалый срок. Как я радовалась, что попала в группу три года назад, так и радуюсь сейчас, даже еще больше.
Я думаю, что мы стали как-то сплоченней, больше интересуемся кто что делает, стало больше общения именно в группе. Думаю, это все очереди к печатному станку. Сплотили нас)

Ужасно радуют печатные дни, и вообще что появилась такая возможность. Картоногравюра это открытие какое-то! И это помогло очень в композиции, и в том, чтобы думать о результате, а не делать как придется (особенно печать в три цвета). И это из достижений - напечаталось как придумалось! Пока не всегда получается справится с композицией, или хочется как-то по-другому смотреть уже на работу, как на законченный графический лист, но не всегда выходит)

Мне очень нравится что занятия идут блоками, всегда есть какое-то завершающее, подводящее итог занятие - и переход к новому, которое опирается уже на предыдущие.И очень здорово что в конце разбираем и смотрим работы друг друга - видно какие все разные, очень много крутого и того чего бы тебе самому не пришло в голову. Так ценно это обсуждение! Хотелось бы еще занятий про динамику и про рисование из головы, они были уже, но может еще что-то в таком духе! Хотя теперь хочется как можно больше печатать)

Спасибо огромное Диме, он всегда очень внимателен к каждому и знает как исправить работу, чтобы она стала лучше, а если что он разрешает вышвырнуть ее в окно! На самом деле,я ужасно рада что попала к такому педагогу как Дима. Он учит мыслить,принимать решения, отбирать важное и отсекать ненужное. Это здорово. Спасибо ребятам из группы, вы очень вдохновляете!! Спасибо нашим моделям, они все прекрасные, это совместное с ними творчество. С днем рождения нашу группу!!

прилагаю к отзыву много сердец <3<3<3<3 ура ура»


Аня:



«2016 мой последний год в институте, а сколько я на занятия к Диме хожу -я не считаю. Как-то органично вписались уроки по средам и не замечаешь сколько времени прошло, но это не часть рутинной жизни, а очень живое и полноценное общение-обучение. Много было интересного за год, одна печать чего стоит! И сколько еще крутого будет!Спасибо Диме за терпение и классный подход👍»

Наталья:



«Интенсивные занятия печатной графикой затмили своей насыщенностью предидущие полгода занятий в группе.
Последнее время я думаю только о гравюре: где я возьму подходящий картон, как я вырежу форму, чтобы не отвалилась часть, как наложу слои, как склею и как всё это будет выглядеть на печати. Я собираю у друзей картонные упаковки от несквика и каш, потому что у них подходящий картон. Плюс в "бабушкином сундучке" нашёлся резиновый валик для фотографий - теперь есть чем накатывать краску. В процессе работы, опытным путём нашлись и фавориты среди бумаги - теперь я ищу в художественных салонах именно такую.
От начала до конца процесс увлекательный и захватывающий. Даже рисуя с натуры, ты сразу приучаешься мыслить в категории гравюры: думать о композиции, о том, как как пятно будет работать в листе, обобщать и упрощать. Далее следует техническая часть: вырезать и напечатать. Тут и начинается самое интересное. Когда стоя у штурвала офортного станка и представляя себя капитаном гоночной яхты, крутишь колесо, откидываешь фетр, и до этого самого последнего момента не знаешь, что же у тебя получится.
И вот, затаив дыхание, поднимаешь лист и ...чудо - видишь чёткий оттиск! Волшебство! Щёки красные, глаза горят, бежишь накатываешь краску и снова к станку, чтобы ещё раз испытать это волнующее чувство.
Для меня, освоить такую технику - колоссальный прорыв вперёд, выход на новый уровень. Не хочется останавливаться, хочется набирать обороты и двигаться вперёд с новой темой, которую Дмитрий несомненно уже припас для нас».


Ася:

«Группы Димы Горелышева — уникальное явление. Все знают, что это лучшее в городе место для обучения рисунку, но дело даже не в этом. Мы здесь не только рисованию учимся, но и отношению к миру, взаимодействию с ним, познанию. Мне очень запомнилось, как на одном из разборов Дима заметил, что я не присутствую в листе, и в этом главная причина того, что мои рисунки разваливаются, лишенные цельности. Это очень точное диагностическое замечание, и я потом много думала об этом, о важности присутствия в любом настоящем моменте. Здесь опять про волю и представление. Выходит, что как и во всем, для удачного рисунка одного гармоничного представления мало, нужно устойчивое волевое присутствие, усилие пребывания, цельного осознавания себя в происходящем. Для людей с тенденцией к извечному убеганию это бывает предсказуемо сложно. Я наверное всю жизнь буду этому учиться.

Еще один важный в рисовании пункт — баланс между сокрытым и явным, между высказыванием и умолчанием. Вопрос отбора гармонических, связных звуков из потока общей какофонии. В этом смысле рисовать из головы мне по-прежнему проще, потому что в возникающих образах изначально заложены — и настроение, и характер линий, и общее движение. Натура же избыточна, агрессивна, многослойна и обладает свойством непрерывного самовоспроизводства. Та же какофония по сути. И только посредством воли и можно экстрагировать из нее что-нибудь членораздельное. В отсутствие оной — увы.
И это всегда видно по рисунку, как по лицу, — что володело (sic) автором в момент непосредственного произнесения. Была ли это радость, земная уверенность простого проживания жизни, или безустанная отработка парностей мира, рифма и эхоловство, или тихое ненаглядное изящество, образ столь ясный и прозрачный, что едва не парит над полом. И всегда можно сказать, чего автор желал, пока рисовал, или если, о ужас, он не желал ничего. Рисунки с печатью нежелания обладают злокачественным действием, их можно показывать только тем, кому желаешь отслоения сетчатки. Так или иначе, из тысяч состояний на голодном листе всегда проявляется одно. Можно ли управлять этими состояниями — that's what I wanna know. Это вопрос из общего мучительного блока о целеполагании, которому я пока тоже не научилась.

Но вернемся к группе: я могу без колебаний назвать ее исследовательской. Для каждой темы Дима разрабатывает свою методологию, и нам тем удобнее к ней подступаться, что в ней изначально и очень четко сформулированы — и объект, и предмет, и цели, и задачи, и метод, и возможные технологии. Нам выдается спектр подходов, и наше дело — выбрать из них наиболее созвучный собственному графическому языку.

Чего бы хотелось в будущем: очень прошу сделать пару занятий по воображению. На перемалывание натуры нет сейчас никаких сил. Также очень драгоценны были бы задания на абстрактные композиции, хотя не знаю, насколько это вписывается в концепцию натурной группы. Бальзамом моей души стали бы теперь задания по портрету, но опять же не ясно, насколько это осуществимо, учитывая, что портретный блок позади.

Я очень благодарна группе за то, что она есть, всем организаторам, участникам и моделям, и конечно Диме за титанический труд. Москве в этом смысле очень повезло. Не знаю, есть ли что-то подобное в других городах».





Я бесконечно рад тому, что группа, набранная как ученическая (пускай и не в самом традиционном смысле этого слова), во-первых, сохранила большую часть первоначального состава, а во-вторых — стала за этот год группой творческой. Отрицать это бессмысленно, также как и продолжать работать по прежней «ученической» схеме. Своим ростом вы ставите передо мной новые задачи, перед группой открывается новая перспектива. Она, по сути, стала аналогом воскресной, только в фокусе внимания по-прежнему остаётся человеческая фигура и всё с этим связанное.

Комментарии:

«Здесь для меня остается еще непаханое поле работы над собой, так как часто я отмечаю, что вместо непосредственного ответа, даю защитный. И да, все эти коробочки, острые углы, ненужные детали и частности уже мешают»

Прекрасное наблюдение.


«планируется ли выставка для натурной группы?»

Да!


«хотелось бы больше заданий на композицию, на готовый лист, на развитие абстрактного мышления и рисования из головы, ну и цвет, конечно»

Будет.


«хотелось бы побольше рисовальных занятий, расчлененки, портретов и экспериментов с цветом»

Расчленёнка в исходном виде вряд ли повторится скоро, но задания на изучение и рисование конечно будут.


«Не хочется останавливаться, хочется набирать обороты и двигаться вперёд с новой темой, которую Дмитрий несомненно уже припас для нас»

Факт — припас.



Главное что я могу сделать из несделанного — найти время на создание и публикацию репортажей о том, что сделано за год. Репортаж о трёх художниках почти готов, дальше по мере сил — рассказы о гравюре на картоне.

С днём рождения, группа!
Tags: обучение, отзывы, учебная группа Дмитрия Горелышева ll
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments