Дмитрий Горелышев (gdmitry) wrote in strg_circle,
Дмитрий Горелышев
gdmitry
strg_circle

Category:

Смотрение и рисование портрета по памяти



Необычное и трудное задание для обеих групп — по вторникам и по средам.

Дано: Занятие со скрытой моделью.
Задача: Понять как мы смотрим, когда рисуем.


Для рисунка несомненно важен ряд технических навыков — от очевидных всем (умение показать форму, свободная штриховка) до менее популярных, но не менее важных (как держать инструмент, как начинать и заканчивать работу). Есть один навык, который часто упускается из виду или вообще воспринимается не имеющим прямого отношения к делу — это смотрение. И его тоже можно и нужно развивать.

Со смотрения как такового начинается любой натурный рисунок, от нашего внимания и вовлеченности в этот процесс во многом зависит результат. Зачастую в ходе рисования мы смотрим на предмет поверхностно, автоматически, так сказать — «посматриваем». А в случае, когда у нас недостаточно знаний о предмете, есть большая вероятность подмены реального предполагаемым — тем, что удобнее или привычнее изобразить, будь то форма, текстура или настроение. Так у нас даже может получиться результат «с товарным лицом», но при этом мы будем бесконечно далеко от сути предмета.

Данное задание основано на разделении и обособлении двух действий — смотрения и рисования. То, что обычно смешивается, мы в этот раз делали поочерёдно.
Для чистоты эксперимента у двух групп была одна и та же модель. В начале занятия у группы было пять минут на первое знакомство с нею.



Никаких набросков, пометок или замеров — только смотрение. После этого модель закрывалась ширмой.



Работа над заданием длилась три часа, каждые десять минут у группы была возможность снова посмотреть на модель в течении двух минут. В ходе этого времени также нужно было исключительно смотреть — никаких поправок на листе. Занятие было разделено на три этапа: первый — соотношение больших форм, второй — освещение и форма, третий — детализация, проверка и завершение. Рекомендовалось смотреть на то, о чем был данный этап — нет смысла изучать строение глаза, если ещё нет затылка или шеи. Последний сеанс смотрения на модель был за три минуты до конца занятия, нужно было решить, что из необходимого можно сделать за это время, чем завершить работу.

Моя роль в этот раз заключалась в необходимой помощи, связанной обычно либо с фокусировкой внимания на важном, либо с объяснением формы или устройства того или иного фрагмента.

Наблюдения сделанные в ходе работы и на просмотре:
- в обычном процессе рисования мы на самом деле смотрим не дольше по времени, чем на таком занятии
- сделав определённую часть работы мы часто выключаемся, перестаём смотреть и рисуем то, что знаем или что привыкли
- далеко не всегда технические качества рисунка обеспечивают достоверность изображения или «похожесть»
- хорошо увиденное и зафиксированное в начале требует минимальной доводки по ходу работы
- в портрете общее важнее частного


Получившиеся работы это не столько полноценные рисунки, сколько результат важной лабораторной работы. Процесс и вынесенный из него опыт здесь гораздо важнее технического результата.

Группа по вторникам:

Аня Власова:



Аня Лыкова:



Галина Буржанова:



Даша Ескина:



Ирина Князева:



Катя Усова:



Лида Клейн:



Юля Жукова:





Группа по средам:

Ася Платонова:



Аня Цой:



Вика Когай:



Валя Урм:



Варя Яковлева:



Даша Климась:



Ирина Новичкова:



Лёша Байдаков:



Наталья Ушакова:





Это упражнение легко перекладывается с портрета на любой другой объект. Рекомендую его для самостоятельной работы. Важно только заранее обозначить временные рамки, периоды смотрения/рисования и быть строгим к соблюдению режима работы. Тогда будет результат.
Tags: Новый Сергей, методика, обучение, память, портрет, рисунки, смотрение, учебная группа Дмитрия Горелышева ll
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments