Дмитрий Горелышев (gdmitry) wrote in strg_circle,
Дмитрий Горелышев
gdmitry
strg_circle

Четыре года учебной группе по средам

Сегодня исполняется четыре года моей средовой учебной группе. Группа сейчас в расцвете сил, чему способствует очень стабильный состав и сложные задания, идущие большими блоками. Самое важное, что было за прошедший год, это, пожалуй аж две выставки — «Среда, картон, станок» и «Портреты незнакомцев», которые стали завершением больших тем. В этом году просмотры стали иными — после занятия мы вместе смотрим на сделанное, и я прошу высказывать наблюдения. Так мы перешли от преподавательских оценок к совместному анализу и цельным выводам, которые, по сути, являются сухим остатком и главной ценностью каждого занятия.

Очередной прошедший год — это хороший повод для того чтобы осмотреться и понять где мы сейчас, и что мы сейчас. Поэтому я традиционно попросил участников группы написать отзывы о занятиях — честные и без прикрас. Эти самые отзывы я предлагаю вашему вниманию без какой-либо цензуры.

Валя Урм:



«Из совсем нового - в группе мы начали работать с цветом и это просто ура. Та тема, которую очень хотелось, и для меня она очень важна, трудна и интересна. Из того что не получается - самодисциплина. И самостоятельная работа дома и сама работа с красками и просмотры - нужно быть готовым и собранным, это пожалуй самое сложное для меня - сделать все вовремя, и тут я понимаю, как это важно.
Совместные просмотры очень радуют, особенно теперь, когда столько цветного и красивого. Очень хотелось бы, чтобы это вылилось в какое то большое творческое задание-проект-мероприятие - сделать цельную законченную вещь.
Спасибо огромное Диме, ребятам, нашим замечательным натурщикам что у нас есть эта группа! с днем рождения!»



Юля Николаева:



«В области айти есть довольно популярный подход к разработке — test-driven development. Суть его заключается в том, что перед написанием программы пишутся тесты, которым она должна соответствовать, и разработка ведётся ровно до тех пор, пока программа не начнёт проходить все эти тесты. Как тесты пройдены — всё, разработка завершена, больше никакого кода писать не надо. На первый взгляд, аналог этому в других областях подобрать сложно, но после многих ситуаций, когда Дима обращал наше внимание на то, что главное — выполнена ли поставленная задача, я поняла, что это невероятно плодотворный подход и в рисунке/живописи. Теперь многие задания в учебной группе мной воспринимаются как такие модульные тесты: даётся конкретная задача, которую работа должна выполнить. И вместо того, чтобы бесцельно заниматься бесконечными и в конце концов уже неразличимыми "улучшениями" всего подряд, надо просто сосредоточиться на ней и проверять работу по одному простому правилу — выполнена ли задача, достигнута ли цель.

Ещё работа в группе здорово помогает развить тайм-менеджмент и вообще умение довести лист до готового состояния за заданное время (не в последнюю очередь из-за обязательного просмотра в конце занятия, на который стыдно тащить недоделанные вещи).

В группе потрясающая классная и живая атмосфера, у каждой из участниц свой неповторимый почерк, и на просмотрах всегда очень интересно смотреть на чужие работы. Девушки, спасибо вам за то, что вы делаете =)

Я лично научилась в группе быть более смелой, не бояться незнакомых материалов, тем, приёмов, учиться у других, постоянно узнавать что-то новое и не забывать старое. Формат у группы безусловно прекрасный, задания разнообразные и запоминающиеся, так что не могу сказать, чего много или мало — всё отлично! Дима, спасибо =)»


Даша Климась:



«Пишу отзыв в 4-й раз и думала, что во многом неизбежны повторы, но, просмотрев отзыв прошлый, поняла, что все выглядит уже иначе. То, что начиналось с "заданий", внешне заданного, ученического "нужно", стало живым увлекательным процессом, связанным с искренним интересом и удовольствием. Немного может и пошатнулись рамки жестких обязательств, зато энергии прибавилось на "дело", а не сопротивление ему.
Группа сейчас - не цепь занятий и блоков по темам и техникам, а единый процесс, в котором каждый участник свою важную роль играет, привносит свой взгляд, опыт, наблюдения. И поэтому даже легче думать о динамике группы. И мне кажется, мы становимся взрослее. В последний год, например, изменилась форма обратной связи на просмотре. Нет теперь никакой "высшей" оценивающей инстанции, а каждый может высказаться. И сначала это вызывало недоумение: "где же моя оценка!", "то ли я вообще делал", "какой ужас получился, спасите!". А стало так, что мы здесь вообще не за этим, а вместе работаем, и у каждого свой опыт и наблюдения в процессе решения общей задачи и можно всем вместе подумать, и каждый для себя что-то из этого обсуждения возьмет. И это учит не только большей самостоятельности, но и умению обосновывать свой взгляд. А это в свою очередь требует собственного анализа и обобщения материала и стимулирует еще поискать и посмотреть что-то по теме.
По содержанию занятий для меня очевидно, что не было еще такого, что бы потом не пригодилось в работе, своих собственных проектах. И речь не только о техниках и технических навыках, но навыках организации и решения задач. Работает то, что не ждет свободной головы, вдохновения, свободного времени на пенсии, а то, что регулярно занимает часть жизни, имеет конкретную цель, пусть и небольшую.
Темы и задачи работы выстраиваются не циклам или блокам разных уровней сложности, а скорее развиваются и изменяются вместе с группой, что очень органично и очень тонизирует, т.к. не позволяет успокоиться в достигнутом.
Каждый раз раскрывается новый пласт культуры и истории рисунка, который в связке с актуальной задачей легче и надежнее усваивается.
Пока писала, поняла, что трудно, и наверное, не нужно дальше писать об отдельных "полезностях" группы, так как прибывание в ней и есть цельная самостоятельная жизнь, не воспроизводимая по деталям и без учета общей атмосферы в ней сложившейся. И за это я очень благодарна и Диме и всем участникам. Очень важно иметь такую творческую и поддерживающую среду в среду.
Чего много и чего не хватает. Не хватает часто времени на большее погружение в тему и доведение некоторых хороших начинаний до более зрелого уровня. И часто не хватает "своей темы" при общей задаче и единой для всех технике. Понимаю, что это очень сложно организовать.»


Наталья Ушакова:



«Даты начинают проносится со скоростью электропоезда: ты вроде еще вчера писал отзыв о трехлетии группы, а сегодня - уже 4! Четыре года каждую среду в 7 часов вечера я прихожу на занятия и встречаюсь с одними и теми же людьми, с одним и тем же преподавателем, и мне совсем не надоело - даже, напротив, становится все интереснее и интереснее. Каждый раз я думаю, как же мне свезло попасть в эту группу!
Я не принимаю распространенного метода обучения и проведения различных мастер-классов, когда путем копирования удачных приемов и поверхностным перерисовыванием гарантирована красивая картинка. Наша группа в Кружке Скорого Рисунка не про это.
Наша группа похожа на творческую лабораторию - задачи перед нами ставятся единые, но готовых решений Дмитрий не предлагает, он лишь подмечает явные ошибки и направляет в правильную сторону. Решение у каждого своё, и каждый развивается в своём русле. Поэтому, по прошествии этих лет, уже можно сказать, что у всех нас сложился свой узнаваемый почерк. Но мы не варимся в собственном соку, а учимся ещё и друг у друга. Смотря на работы коллег, тебе становятся заметнее и их, и свои ошибки или удачные решения.
Очень интересный был опыт, когда мы втроем «в шесть рук» поэтапно рисовали торс. Нужно было понять первоначальную идею и продолжить её. Что характерно, ты не видишь своих ошибок, но сразу замечаешь ошибки другого. На своем этапе ты должен со всей внимательностью и уважением к предыдущему автору исправить ошибки и продолжить общую работу. В результате, получился некий усредненный рисунок, не принадлежащий никому, но это задание помогло запомнить последовательность в рисовании: линейное построение-тональный обьем-акценты.
После этого задания выявилась одна общая ошибка, и для наглядности было решено вытатуировать готическим шрифтом: «контурная линия не должна быть темнее тени не самой фигуре». Так как таких непреложных истин нам надо запомнить всё больше и больше, свободного места на теле скоро совсем не останется.
Очень полезны стали общие обсуждения работ после занятия. Если в прошлом году Дмитрий сам анализировал работы каждого из нас, то теперь нам самим вместо просто восклицаний: «ух-ты-круто» приходится скрипеть мозгами, проводить прямо-таки профессиональный искусствоведческий разбор и облекать свои мысли в связную речь.
Нравится, что задачи усложняются. Если хочешь продвинуться в чем-то, нужно делать дополнительные работы дома и применять на практике вне группы то, что освоил на занятиях - тогда есть результат и что-то задерживается  в твоей голове. Стало меньше просто натурного рисования, но это явный план Дмитрия: вытолкнуть нас на самостоятельное посещение набросков и там уже применения накопленных знаний.
Для себя я вижу следующее направления в развитии: избавиться от некоторого небрежного отношения в работе с линией, рисовать более внимательно, прорабатывать детали.
А вообще, за эти годы мы сделали уже так много, что впору завести отдельный шкаф, расставить на полках папки с работами по каждому заданию, систематизировать свои знания и осознать, какие же мы молодцы!»


Аня Цой:



«Мне нравится, что каждую среду я еду на Дмитровскую, потому что там я с пользой и радостью провожу время. В том, что наши занятия такие крутые и продуманные - заслуга Димы. Здорово, что формат наших занятий трансформировался, и теперь мы пытаемся анализировать самостоятельно то, что видим, делаем. Мне кажется, это сдвинет апатичность восприятия и научит принимать решение.

СДНЕМРОЖДЕНИЯГРУППА! ПУСТЬ НАШИ ЗАНЯТИЯ БУДУТ ДЛИТЬСЯ ВЕЧНОСТЬ.»


Маша Кечаева:

«За почти два года в группе(с перерывами, но все же) у меня многое изменилось в отношении к процессу работы.
Благодаря тем - почти всегда нестандартным - заданиям, меняется видение. Появляется возможность видеть свой рисунок с 360 градусов - более осознанная работа в целом - с линеей, формой и цветом. И это отражается на всех других моих работах, что мне, конечно же, очень важно.»


Аня Давыдова:



«Безусловная для меня удача, что занимаюсь в средовой группе Дмитрия Горелышева! Я здесь всего два месяца, а ребята уже целых 4 года! Это опытный сплоченный круг, оказавшись в котором начинаешь расти, видеть и размышлять, удивляться и снова размышлять, а еще не бояться ничего и доверять себе. Дмитрию удается так организовать пространство и создать атмосферу , что все три часа, которые мы работаем, дела и заботы ждут за дверью мастерской, а в голове - только поставленные в начале задачи. Мне нравится, что каждое занятие подытоживает просмотр и обсуждение. Проговаривание нюансов работы, того, что получилось или нет, помогает зафиксировать в памяти важное. Для меня это совершенно новый язык, на котором очень хочется научиться разговаривать! И еще. Cредовая группа -это живая среда: группа взрослеет, смотрит в будущее, постоянно ищет вектор для развития и двигается по выбранному пути. Быть в составе такой экспедиции- удовольствие! Спасибо всем! С днем рождения!»


Полина Шутова:



«У меня сложилось впечатление, что этот год стал годом взросления нашей группы. Думаю, этому способствовали две темы, направленные на создание произведения (картоногравюра с моделью и портрет незнакомца), закончившиеся совместной выставкой. По-моему эти выставки помогли продвинутся группе еще на одну ступень, потому что после них задания стали еще глубже и серьезнее. Группа уже давно не походит на гонку за переворачиванием наших представлений о модели и обогащением инструментария, но в этом году она стала ощутимо размереннее, а темы шире. Опыт каждого обогащается, а вместе с ним и опыт всей группы, это восхищает меня, понятие совместной работы обрело плоть и кровь. Спасибо, Дима, за то что замечаешь и чутко настраиваешь нашу работу, всегда видишь, что необходимо в данный момент. Спасибо всем одногруппникам, работать рядом с вами - подарок судьбы.
Из пожеланий только возвращение к печатному станку)
Поздравляю средовую группу с днем рождения и желаю нам еще больше трудностей!»


Лена Гордеева:



«Группе четыре.
Для меня это не просто группа, это Путь самурая. Постоянная работа над собой. Это среда (и среда), где постоянно чувствуешь себя лузером и это злит, и это мотивирует. Постоянно присутствует просмотровый катарсис, когда я в финале наконец-то понимаю, как и что надо было рисовать. Я глубоко благодарна за то, что стала частью этого сообщества. Важно для меня, что руководители Кружка проходят свой путь самурая. Это видно по горячему каналу обратной связи, постоянному обновлению мастер-классов, работе над боковыми заданиями в постоянных группах. Вот с этого года например у нас идёт напряженная борьба с цветом, очень напряженная. Пока не ясно, кто победит.
Спасибо, Дмитрий, что верите в нас!»


Вика Когай:



«С днем рождения, любимая группа!
Мне с вами удивительно хорошо и интересно, вы все прекрасные и замечательные!!
Из достигнутого: мне кажется, что до меня наконец доперло, что процесс иногда гораздо важнее результата, для меня это очень значимое открытие, т.к. с таким подходом любая задача, даже супер-сложная-непосильная становится просто невероятно интересной, а не вызывает тонны рефлексии и самоуничижения, как бывало раньше. По-прежнему, не всегда выходит сконцентрироваться на главном - отвлекаешься на мелочи и как бы не видишь картины в целом.
Мне всего хватает, хочу еще и даже больше!!)) Я очень рада тому, что у нас стало много домашки, правда, не всегда получается ее делать, но все же, мне кажется, что это очень полезно и радостно, что средовые занятия имеют какое-то продолжение в повседневной жизни)
Из нового: мне кажеца, что очень здоровским опытом были наши групповые выставки, они сблизили нас, мы стали больше думать о законченности, что ценно. Ну и вообще, выставки - это прекрасно, как будто общий день рожденья)
Вот, как-то так) а еще я очень рада, что даже спустя 3 года, я все еще иду на занятия с ощущением абсолютного счастья, то есть бывает такое, что день(неделя, месяц) не задался, но потом ты приходишь в мастерскую и все как рукой сняло! Спасибо вам всем за то, что вы такие крутые, приятные, интересные и талантливые!
Ах, да, из того, что хочется: хочется побольше приключений, рисовательных и не очень, и кексов конечно же! Кексов! Ура!!»


Ксения Добровицкая:



«Каждое занятие для меня маленький праздник! С каждым годом сплоченность группы и интерес к занятиям увеличивается. Казалось бы, за эти годы мы перепробовали столько техник и тем, но каждый раз Дима нас удивляет новой интереснейшей задачей. Для меня также невероятно ценно учиться у своих коллег по группе. Это позволяет увидеть многогранность решения задачи. Наши занятия давно переросли из учебных классов в творческие весёлые тусовочки.
Какие я вижу для себя цели и задачи? Хочется стать смелее. Не всегда вижу, как именно можно экспериментировать в заданной теме. Хочется более свободно использовать свои навыки в самостоятельном рисовании и найти свой стиль.
Хорошо, что у нас появились домашки. Это дисциплинирует.
Очень жду повторения темы с любимым художником и нелюбимым материалом :)
Я очень рада быть частью нашей роскошной средовой группы! Любой наш кипиш - праздник! Мы крутая банда!)»



Очевидно, что лейтмотив отзывов — взросление группы. Полностью разделяю — группа вышла на качественно новый уровень за этот год.

«Наши занятия давно переросли из учебных классов в творческие весёлые тусовочки.»

Слава богу занятия не переросли в тусовочки, и я приложу все внимание для того, чтобы так и было дальше.

С днём рождения, группа! Спасибо вам всем за работу, цельность и атмосферу.


Напомню, что попасть в мои группы непросто, но всё же возможно — для этого нужно написать письмо-заявку. Если вы видите, что это то, что вам необходимо — пишите бесстрашно. Возможно вы — именно тот, кто мне сейчас нужен.
Tags: обучение, отзывы, учебная группа Дмитрия Горелышева ll
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments